Главное – любовь

Народный артист России Георгий Тараторкин, педагог ВГИКа, герой многочисленных фильмов и спектаклей – тот актер, которого вряд ли нужно представлять зрителям.

27 июль 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1595 от 27 июль 2004
Народный артист России Георгий Тараторкин, педагог ВГИКа, герой многочисленных фильмов и спектаклей – тот актер, которого вряд ли нужно представлять зрителям.
Во Владивосток он приехал с замечательным спектаклем «Сильвия, или Собака на сцене», в котором успешный
и суперэлегантный господин, любящий и благовоспитанный супруг в одночасье обнаруживает, что жизнь пуста без любви. Объект любви, конечно же, находится – смешная приблудившаяся дворняга, которая становится центром вселенной для стареющего мужчины. Проходит немало времени и затрачивается немало усилий, чтобы понять банальную в общем-то истину: надо дорожить близкими… Об этом Георгий Георгиевич  говорил в интервью корр. «В»:
- «Сильвия…» - это спектакль о любви, о кризисе отношений, о том, что помогает супругам вновь обрести взаимный интерес. Вечная история...… Впрочем, любовь – единственное, что всегда волновало людей. Не боюсь пафоса, это тот самый смысл жизни, над которым бьется человечество…...
- Еще один вечный вопрос – как сохранить эту любовь? У вас большой супружеский опыт: вы вместе с актрисой и писательницей Екатериной Марковой вместе вот уже больше тридцати лет…
 - Конечно, бывает, что любящие люди вдруг обнаруживают, что рядом совсем не тот или не та...… Люди по-разному растут, по-разному относятся к одним и тем же вещам...… Мне кажется, что в этом случае, если хватает мужества, надо быть честными. Прежде всего.
Думаю, на протяжении лет должна сохраняться некая дистанция, которая обязательно существует даже между самыми близкими людьми. Дистанция не искусственно создаваемая,  а естественная, когда нет излишней простоволосости, привычки, рутины. Надо сохранять влюбленность. У Блока есть замечательная фраза: «Только влюбленный имеет право на звание человека». А  любовь, как мне кажется, вбирает в себя непроходящее чувство влюбленности. Все это требует усилий, любовь – это тоже работа. Надо иногда удивлять друг друга…...
- Вам это удается?
- Пожалуй...… Когда я играл роль Александра Блока, Катя пришла на спектакль. Посмотрела и сказала: «Я не знала, что ты такой…...». Конечно, это Блок, его слова и поступки. Но простит меня Александр Александрович, наполняю этот образ я. Так же и Катя меня удивляет. Она давно уже пишет прозу, которая захватывает меня, мне интересно читать, размышлять.
- В фильме, который вышел на REN-TV в 2003 году – «Любовь императора» об Александре II, вы играли совсем другую любовь – грешную, неправедную… Где взять краски для такого образа?
- «Любовь императора» - одна из последних моих работ. О трагической и счастливой любви Александра II и княгини Екатерины Долгорукой, которые 14 лет ждали возможности обвенчаться и лишь год прожили в браке – до гибели императора от рук народовольцев. По каким-то принятым в обществе меркам это была любовь грешная. Но есть другой счет. До встречи с Долгорукой Александр не был безукоризненным супругом. Так уж повелось в царствующих домах: фавориты и фаворитки существовали, и в этом не было ничего ненормального. Но с царем случилось то, чего не случалось до этого. Он полюбил. И все нормы и устои стали рушиться. Если бы не так, если бы эти чувства не были из ряда вон выходящими, единственными, дело кончилось очередным дворцом в подарок и благополучным обеспеченным супругом (так было на протяжении столетий у царствующих особ). Но Александр посчитал невозможным расстаться с этой женщиной, он решил, что без нее жизнь лишится смысла. Блок сказал о нем очень метко: «Блестящий, отчаявшийся, изнуренный царствованием, большой и страстный человек».  И Александр понес меру ответственности и за брак, и за не случайно, а осознанно рожденных детей. Думаю, он был счастлив...… В общем, краски для роли я искал в той же влюбленности.
- А творчество – это тоже любовь?
- Безусловно. Я уже очень долго занимаюсь тем, чем я занимаюсь, и благодарен судьбе за это. Я бесконечно благодарен людям, которые поверили в меня когда-то. Дело в том, что я случайно попал в профессию.  И до сих пор иногда сомневаюсь, что актерская стезя – мое истинное предназначение. Может быть, я должен был быть кем-то другим...… Но я везунчик. Судьба подарила мне человека, которого не стало лишь недавно. Это мой педагог – главный режиссер ленинградского ТЮЗа Зиновий Карагодский.  Дело в том, что я не собирался в театральный вуз. Поскольку было понятно, что я не математик, то думал о филфаке, журналистике или изобразительном искусстве, поскольку неплохо рисовал. В общем, решил никуда не поступать...… Но моя учительница литературы работала в ТЮЗе и устроила меня в театр к художникам. Все, чем мы занимались в творческой мастерской при театре, оказалось на стыке моих интересов. Карагодский меня поддержал, разглядел, почувствовал. Сейчас я сам знаю, как это важно. Недавно я выпустил свой актерский курс, который набирал во ВГИКе…...
- Педагог – это миссия?
- Это - самый высший дар. Сейчас я не веду и благодарен, что меня до сих пор держат в академическом отпуске, надеясь, что я вернусь к преподаванию. Меня уговорил Алексей Баталов, сначала я отказался, потому что слишком серьезно ко всему отношусь. Но он был настойчив. 4 года памятны мне на всю жизнь.… Первые два года я, будучи мастером курса, приходил в аудиторию в 5-6 вечера и уходил, чтобы успеть на метро. Я понял то, что когда-то передавал в своей студии гений педагогики Карагодский: важно помочь раскрыться таланту и оснастить этот талант навыками.
- Как вы прокомментируете фразу «роль всей жизни»?
-  Думаю, в конечном счете все роли – это одна большая роль. Может быть, выстраиваемая подсознательно. В тот момент, когда вы соглашаетесь или отказываетесь от какого-то предложения, вы ведь все проецируете на свою собственную сущность. А человек очень многообразен и состоит из огромного количества непохожих, подчас взаимоисключающих черточек. Возьмите того же Раскольникова, одну из моих первых ролей...… Да, убийца, ницшеанец, отрицающий мораль. Но он же нежно любит своих мать и сестру. А позже Соню...… Все дело в доминанте. В какой момент доминанта возобладает в  нас…... Тот же Александр  II - яркий пример…...
-  Георгий Георгиевич – состоявшийся муж и отец сына и дочери, актер, исполнивший звездные роли… Вы свободны от комплексов? 
-  Нет, конечно...… Я не могу сделать вид, что все меня устраивает. Конечно, меня посещают всякие мысли...… По поводу профессии в том числе. Понимаете, мы ведь помимо всего прочего занимаемся публичной профессией. И подчас она сотворяет с человеком такое, что он становится прямо противоположным себе. Есть и другие соблазны...… Мои дружочки – Гильденстерн и Розенкранц (одна из ролей Георгия Тараторкина – Гамлет). Они же должны меня спасти. И они бросились ко мне, осталось два шага. А умный король предупредил эти два шага, и они оказались перед ним на коврике – встретились с властью. И сами того не осознавая, вместо того чтобы спасти меня, стали убийцами…...
- Пьеса, которую вы привезли во Владивосток, помимо всего прочего еще и о кризисе, который переживает мужчина. Вам знакомо это, и как быть в этой ситуации?
- Кризисы неизбежно случаются с человеком. И творческие, и человеческие...… В этом случае все индивидуально. Надо поискать себя...… Поискать, что может быть спасительным. Ведь по большому счету кризис потому и случается, что в чем-то – в отношениях или работе – вы достигли потолка. Для меня спасение – моя профессия. Это вторая реальность, которая часто подлиннее, чем первая. Несмотря на жесткость, порой жестокость профессии, она часто становится спасительной, давая возможность погрузиться в мир иных переживаний, мыслей. И подсказывает выход...… К сожалению, контекст нынешнего времени, в общем, разрушителен. Он загоняет человека в одиночество, даже самого вроде бы по природе сопротивляющегося. Потому что сейчас доминируют разрывающие силы, а не соединяющие. Театр – это хорошее лекарство. Не только актер, но и зритель приходит к выводу, что он не одинок в своих чаяниях. Он вдруг обнаруживает, что кто-то еще думает точно так же, как и он...… Пусть даже это и вымышленный персонаж. Хотя жизнь удивительнее всякого вымысла…...
- Вы играли роль Сирано де Бержерака в телевизионном спектакле. Она была несколько неожиданна и запомнилась зрителю. Этот  телеспектакль можно увидеть сегодня?
- Я хорошо запомнил эту роль...… Это было ровно 21 год назад. Все монологи я учил ночами, укачивая на руках только что родившуюся дочку. Действительно, это телепостановка, на которую меня пригласил замечательный режиссер Сергей Евлахишвили. Перед самым отъездом на гастроли его не стало...… Мне уже звонили с канала «Культура», где снимают передачу, посвященную памяти Сергея Сергеевича – в августе исполнится 40 дней. Может быть, спектакль будет показан вновь на этом канале…...

Автор: Ольга ЗОТОВА,(фото автора), «Владивосток»