Какую радиостанцию вы слушаете?

Электронные версии
Экономика, финансы

А у нас трубопровод. What?

Очертания будущего нефтепровода от месторождений Восточной Сибири до берегов Тихого океана верно, но медленно приобретают отчетливость. Сейчас какая-никакая ясность имеется только с начальной точкой – в ее качестве выбран все-таки Тайшет Иркутской области, который предпочли Ангарску, находящемуся слишком близко к священному морю Байкал. Все остальное зыбко. Михаилу Ходорковскому, предлагавшему тянуть трубу в китайский Дацин, сейчас не до нефти, Москва его вариант отвергла. Налицо новый этап лоббистского соперничества: губернатор Сергей Дарькин выступает за прокладку трубопровода в Приморье, будь то Перевозная или Находка, а его хабаровский коллега Виктор Ишаев – в возглавляемый последним регион. С другой стороны, параллельно идет похожее «перетягивание каната» между потенциальными инвесторами - странами, заинтересованными в поставках российской нефти. Япония приняла решение форсировать процесс, дабы инициативу не перехватили США или КНР. Но обо всем по порядку.
Очертания будущего нефтепровода от месторождений Восточной Сибири до берегов Тихого океана верно, но медленно приобретают отчетливость. Сейчас какая-никакая ясность имеется только с начальной точкой – в ее качестве выбран все-таки Тайшет Иркутской области, который предпочли Ангарску, находящемуся слишком близко к священному морю Байкал. Все остальное зыбко. Михаилу Ходорковскому, предлагавшему тянуть трубу в китайский Дацин, сейчас не до нефти, Москва его вариант отвергла. Налицо новый этап лоббистского соперничества: губернатор Сергей Дарькин выступает за прокладку трубопровода в Приморье, будь то Перевозная или Находка, а его хабаровский коллега Виктор Ишаев – в возглавляемый последним регион. С другой стороны, параллельно идет похожее «перетягивание каната» между потенциальными инвесторами - странами, заинтересованными в поставках российской нефти. Япония приняла решение форсировать процесс, дабы инициативу не перехватили США или КНР. Но обо всем по порядку.
«Татарский» ход Ишаева
Вернувшись из Москвы в начале июля, губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев рассказал прессе о своих планах лоббировать в правительстве РФ и администрации президента маршрут нефтепровода из Восточной Сибири на побережье Татарского пролива (конечный пункт либо в Ванинском, либо в Совгаванском районе). Опытный политик, Ишаев заручился поддержкой президента «Роснефти» Сергея Богданчикова, которому хотелось бы видеть нефтепровод максимально приближенным к Комсомольску-на-Амуре, где базируется нефтеперерабатывающий завод названной компании. Среди козырей хабаровского губернатора – меньшая стоимость строительства нефтепровода по сравнению с приморским вариантом. Тянуть трубу на юг – это, по мнению Виктора Ишаева, лишняя тысяча километров и дополнительный миллиард в «зеленом» исчислении. Известно, что губернатор Хабаровского края уже «прокачивал» вопрос на Старой площади, встретившись в Москве с заместителем главы администрации президента - помощником президента Игорем Сечиным.
С другой стороны, приморский губернатор Сергей Дарькин был и остается активным сторонником размещения конечного пункта нефтепровода именно в нашем крае. Согласно рейтингу столичного Агентства экономических новостей, по своим лоббистским качествам губернаторы Приморья и Хабаровского края примерно сопоставимы, несмотря на сравнительную политическую молодость Дарькина. Так что посмотрим, чьи аргументы найдут в Москве большее понимание.
Китай нам друг, Япония дороже?
Пока губернаторы перетягивают «нефтепроводное одеяло» на себя, не дремлют и заграничные соседи. Япония, на сегодняшнем этапе почти целиком зависящая от поставок нефти с Ближнего Востока, кровно заинтересована в российских углеводородах. Именно поэтому Токио решил предоставить российской госкомпании «Транснефть», которая и должна строить нефтепровод, 77,6 млн. долларов на проведение исследования проекта «Тайшет–Находка» («Тайшет – Перевозная»). Исследование планируется провести летом, проектную документацию подготовить в начале 2005 года. Возможно, Япония предполагает, что выделение этих средств подтолкнет Россию к решению в пользу именно восточного варианта, а прежние договоренности с Китаем так и останутся на бумаге.
Вряд ли Поднебесной империи это понравится – ведь Китай уже истратил определенные суммы на подготовку документации в рамках соглашения о прокладке трубопровода Ангарск – Дацин. Под угрозой оказалось не только строительство трубопровода, но и поставки нефти в Китай по железной дороге (сегодня крупнейшим отечественным экспортером нефти в КНР является компания «Юкос»). Возможное банкротство «Юкоса», пишет китайская газета «Хуанцю жибао», «будет сильнейшим ударом по китайскому нефтяному импорту». Очередной контракт с Китайской национальной нефтегазовой корпорацией и компанией «Синопек» на поставку нефти в Поднебесную по железной дороге был подписан «Юкосом» совсем недавно, в марте. Согласно этому документу в 2004 году в Китай должно уйти 6,41 млн. тонн нефти, в 2005-м  – 8,5 млн, а к 2006 году поставки должны возрасти до 15 млн. тонн (всего на 5 млн. меньше, чем могло бы поставляться по пресловутому нефтепроводу). Китайцы боятся, что проблемы с «Юкосом» не дадут и этим планам сбыться.
Политика здесь неуместна!
Как уже сообщал «В», 13 июля во Владивостоке прошли общественные слушания по обоснованию инвестиций в строительство нефтепроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан. На повестке дня: маршрут Тайшет –Казачинское – Тында – Сковородино – Хабаровск – бухта Перевозная протяженностью 4118 километров с диаметром трубы 122 сантиметра. Нефтепровод должен пройти по территории семи субъектов федерации, строительство предположительно займет три года.
Подобные мероприятия проходят и в других заинтересованных городах. В Хабаровске, например, именно на аналогичных общественных слушаниях представители «Транснефти» раскритиковали озвученный выше «татарский» проект Виктора Ишаева. Рабочая группа государственной нефтяной компании специально побывала в Ванино, но не вдохновилась: зимой замерзает акватория, а летом части ТОФ устраивают стрельбы и вообще закрывают порт.
И все-таки решающее слово - за федеральной властью. В ходе недавней селекторной пресс-конференции полномочный представитель президента России в ДВФО Константин Пуликовский так ответил на соответствующий вопрос корреспондента «В»: «Расположение конечного пункта трубопровода должно определяться не политиками, а максимальной экономической целесообразностью. Окончательного решения пока нет. Трубопровод пойдет так, как будет наиболее целесообразно, без лоббирования интересов тех или иных наших регионов».

Автор : Василий АВЧЕНКО,«Владивосток»

В этом номере:
Мирные цели

В прошедшие выходные тысячи владивостокцев и гостей города посетили мероприятия, посвященные Дню Военно-морского флота России. В субботу командование ТОФ и руководители края возложили цветы к памятнику адмиралу Николаю Кузнецову на Корабельной набережной. После переезда и реконструкции вновь открылся для посетителей музей Тихоокеанского флота. Со всех уголков страны приехали поздравить свои подшефные корабли представители российских регионов.

Заседание откладывается

В понедельник на общий сбор депутатов городской думы, где планировалось принять решение о назначении даты ближайшего заседания, не явилось большинство представителей депутатской фракции, избранных от партии «Свобода и народовластие».

И больше века

Начальник Владивостокского отделения Дальневосточной железной дороги, филиала ОАО «РЖД», Валерий Тарабаров поздравил трудовой коллектив и ветеранов.

Праздник с белками

По-настоящему сказочную церемонию проводов 19 первоклассников в школу провели в Дальневосточном окружном медицинском центре.

Во дает девчонка!

От имени жителей Приморья губернатор вручил 10-летней Кристине Нелаевой из поселка Шкотово суперподарок: фотоальбом, фотоаппарат и велосипед.

Последние номера