Шахтерские вдовы

В поселке Липовцы Октябрьского района в частном секторе есть уникальный жилмассив. Строился и заселялся он в конце 50-х - начале 60-х годов прошлого века. Тогда молодые шахтерские семьи, по большей части уже имевшие маленьких детей, полные энергии и жизненного оптимизма, не ждали от государства решения их квартирных проблем. Не обошлось, конечно, без помощи шахты, но именно им после смен и в собственные выходные приходилось «лить» стены из шлакобетона, класть печи, устраивать деревянные перекрытия, штукатурить, белить, а еще заодно «лопатить» приусадебный участок, чтобы картошка и овощи были свои, - словом, обустраивали себе «гнездышки» на всю оставшуюся жизнь.

16 июль 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1590 от 16 июль 2004

В поселке Липовцы Октябрьского района в частном секторе есть уникальный жилмассив. Строился и заселялся он в конце 50-х - начале  60-х годов прошлого века. Тогда молодые шахтерские семьи, по большей части уже имевшие маленьких детей, полные энергии и жизненного оптимизма, не ждали от государства решения их квартирных проблем. Не обошлось, конечно, без помощи шахты, но именно им после смен и в собственные выходные приходилось «лить» стены из шлакобетона, класть печи, устраивать деревянные перекрытия, штукатурить, белить, а еще заодно «лопатить» приусадебный участок, чтобы картошка и овощи были свои, - словом, обустраивали себе «гнездышки» на всю оставшуюся жизнь.
Образовавшимся таким образом улицам присвоили имена выдающихся россиян: Пушкина, Ломоносова, Чайковского, Горького... А «гнездышки» получились крепкими, теплыми, аккуратными, а главное, кажется, вечными, что совсем неудивительно, - для себя ведь строили. Они и сейчас стоят на этих уютных улицах, затененные где вымахавшей сосной, где столь же «долгими» тополями, где широко разросшимися плодовыми деревьями. Например, неохватными вишневыми кустами, сейчас рясно усеянными ярко-красной ягодой.


Только опустели эти дома. Отцам семейств, по 30-40 лет оттрубившим на шахтах, по вполне понятным причинам было не суждено дожить до преклонных лет. Дети разлетелись искать лучшей доли, и остались в «самостройных» домах, которым, кажется, сносу нет, преимущественно вдовы, средний возраст которых около семидесяти. Не умеющие жаловаться, наоборот, привыкшие сами решать свои проблемы, они так тихо и доживали бы свой век, но на склоне лет пришлось им вступить в большую тяжбу с местными властями. Более трех лет назад часть означенных улиц осталась без воды, и вдовы, может быть, впервые в жизни начали штурмовать чиновничьи бастионы, оказавшиеся для них прямо-таки неприступными.
10 января 2001 года в Липовцах случилась авария: прорвало водовод возле одной из пятиэтажек. Бывает, ничего тут не поделаешь. Пятиэтажку быстренько подключили к системе водоснабжения другого многоквартирного дома, аварийную трубу перекрыли, да и забыли. Весь трагизм ситуации в том, что труба эта питала и колонки, из которых брали воду жители означенных выше улиц.
Поначалу переговоры с властями велись в мирно-радужных тонах. Вдовы понимали, что 50 метров трубы, которую надо заменить, это все-таки большие деньги,  и потому с удовольствием принимали обещания исправить положение в кратчайшие сроки. Однако всякому терпению приходит конец. Только через пару лет женщины поняли, что от них просто отмахиваются, зубы заговаривают. И стали писать они в вышестоящие инстанции, которые по сложившейся практике жалобы для исполнения (подчеркнем это слово) спускали в районную администрацию. Тут уж пришлось оставлять «следы» на бумаге. Вот некоторые из них.
29.09.03. Вдовам бодро сообщается, что администрация района обязала предприятие «Покровское» КГУП «Примтеплоэнерго» выполнить работы по восстановлению водоснабжения до 1 ноября 2003 года.
11.12.03. Понятно, что на дворе зима, и потому администрация взяла на себя обязательство проложить водовод силами того же предприятия в марте 2004 года, на что выделено 196 тысяч рублей.
11.05.04. (через год!). Объясняются причины невыполнения собственных обещаний - отсутствие землеройной техники.  Хотя если есть деньги, то разве нельзя арендовать технику? И дается обещание, что к 30 июня 2004 года колонки непременно заработают. Уже прошла половина июля, а землю над аварийной трубой еще никто даже не ковырнул, не говоря уже о хотя бы обозначении будущей траншеи.
Повторюсь, это официальные ответы, бережно хранимые вдовами, и все они подписаны заместителем главы администрации муниципального образования Октябрьский район по жилищно-коммунальному хозяйству Николаем Решетнюком. И непонятно, чего в нем больше: чиновничьего цинизма - скоро проблема сама отомрет в прямом и переносном смысле, так зачем делать; или неуважения к самому себе - мужчина ведь по идее должен держать слово. А кроме того, любопытно, кто подписывал ответы в вышестоящие инстанции, например, в краевую администрацию, куда обращались женщины. И какие рапорты в них содержатся. Не могут же октябрьские чиновники написать правду: мол, районная администрация три с половиной года не в состоянии заменить 50 метров труб. О чем тогда велась переписка, мне неведомо.
- Мы, кажется, обращались во все инстанции, - говорят сегодня женщины, - осталось написать только президенту.
Но сначала они обратились в газету «Владивосток». Евгения Карповна Халабурда - вдова, муж был почетным шахтером, имел множество медалей и 50-летний стаж; Любовь Андреевна Конон - вдова, муж отработал на шахте 30 лет; Екатерина Петровна Соловьева - вдова, муж отработал на шахте 35 лет. Это женщины, которые оказались на улице Ломоносова в час приезда вашего корреспондента. С ними мы налегке проделали путь, который им приходится преодолевать до ближайшей колонки с четырехведерной флягой.
Это около четырехсот метров не по асфальту и даже не по гравийке, а переулком через Пушкинскую на улицу Чайковского. Зимой, особенно после снегопада, и взрослому в расцвете сил мужику тяжеловато будет протащить двухколесную тележку. Да и летом приходится не сладко. Где-то в июне 75-летний Николай Иосифович Данилов, инвалид второй группы, более 30 лет отработавший в «Приморскугле», и едва ли не единственный оставшийся в живых ветеран на Лермонтова, тащил такую тележку да поскользнулся, упал, побился, но, слава богу, выжил. С тех пор его жена 75-летняя Евгения Даниловна разжаловала его с должности водовоза.
Было время, когда женщины с Лермонтова ходили к ближайшему колодцу на Горького. Но вычерпали его до грязной жижи, а теперь еще и сруб завалился. Между прочим, колонка на Чайковского уже год круглосуточно свищет, как дырявый самовар под давлением пара. Ручеек уже пробил себе русло - через проулок в кювет по улице Пушкинской. А здесь жители оказались выдумщиками еще теми: кое-где кювет расширили, поставили в эти ямы корыта и таким образом собирают воду, используя ее на хозяйственные нужды. Зрелище еще то, как раз для иллюстраций в учебники о жизни в Октябрьском районе в XXI веке.
Удивительно, но женщины совсем не кажутся озлобленными. Оптимизм, с которым они начинали жизнь здесь, так и хлещет из них. Под смех они рассказали о своем опыте общения с нынешними власть имущими и народными избранниками.
- Наш председатель поссовета Владимир Иванович Лопатин, тоже бывший шахтер, только из больших начальников, так нам и говорит: меня обманывают, и я вас обманываю, - почему-то у женщин это вызывает смех. - А наш депутат в районном комитете Александр Марченко, когда ходил здесь и агитировал за себя, так обещал вообще провести водовод в глубь улицы и установить колонки чуть ли не у каждого дома. А потом, наверное, забыл, - и опять такой заразительный смех, что не поддержать их было решительно невозможно. А они продолжали: - Проводил в поселке встречу наш краевой депутат Сергей Сопчук, задали ему вопрос, а он очень удивился, сказал, что деньги вроде бы выделялись еще год назад, и пообещал разобраться. Не до нас, наверное, - и опять смех.
На днях женщины побывали в приемной члена Совета Федерации Олега Кожемяко, а от корреспондента потребовали координаты депутата Государственной думы Василия Усольцева, за которого отдали свои голоса. До сенатора бумаги еще вряд ли дошли, до депутата Госдумы тем более, но было бы любопытно, что предпримут эти, без сомнения, уважаемые люди.
Хотя, если вдуматься, поднимать шум из-за пятидесяти метров труб на всю Россию-матушку - это уж слишком. А с другой стороны, почему бы и нет, если местные власти «не помнят родства». 70-летние женщины всю жизнь без дела не сидели, а заслуги их мужей перед государством как само собой разумеющееся должны гарантировать какую-то заботу о вдовах. Были бы живы мужья, говорят женщины, что-нибудь сделали бы. Ведь все рукодельцами были, все умели и науку выживания постигли в совершенстве. Придумали бы что-нибудь и с обеспечением водой.
…В этом году небесная кухня щедра на дожди, и в огородах у вдов уже вошел в спелость молодой картофель. Само собой зелень, вишня вот подоспела, да мало ли что там еще растет. Видами на урожай всего и вся и закончили разговор и как-то забыли о том, что уже завтра с утра им опять снаряжать тележку и отправляться в путь за водой. Три с половиной года - срок немалый, и они уже свыклись с этой своей ежедневной каторгой. Не жили легко, говорят они, может, и не стоит начинать?

Автор: Евгений ИЗЪЮРОВ (фото автора), «Владивосток»