Поместится ли жираф в собачью будку

Что должен знать и уметь будущий первоклассник? Этот вопрос начинает волновать многих родителей чуть ли не с пеленок. Образование сейчас в большой цене. И в моде тоже. Первая ступенька на лестнице успеха - это школа. Поэтому мамы с папами стараются во что бы то ни тало пристроить любимое чадо в престижное, продвинутое заведение, невзирая на стоимость обучения, хитроумные тесты и даже на здоровье ребенка.

16 июль 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1590 от 16 июль 2004
Что должен знать и уметь будущий первоклассник?
Этот вопрос начинает волновать многих родителей чуть ли не с пеленок. Образование сейчас в большой цене.
И в моде тоже. Первая ступенька на лестнице успеха - это школа. Поэтому мамы с папами стараются во что бы то ни тало пристроить любимое чадо в престижное, продвинутое заведение, невзирая на стоимость обучения, хитроумные тесты и даже на здоровье ребенка.
А что думают по этому поводу педагоги?
Виктор Васильевич Зайков, директор педагогического колледжа Дальневосточного государственного технического университета:
- Заявляю вполне определенно: главное и единственное пожелание, которое есть у школы к первокласснику, - он должен хотеть учиться. И здесь необходимо постараться родителям. Они должны его подготовить морально, физически, психологически.
- Если вопрос перевести в конкретную плоскость: что все-таки должен знать ребенок, отправляясь в первый класс?
- По крайней мере, умение читать и писать не является определяющим при поступлении в специализированные школы. Иначе зачем ему идти в школу? Больше того, умея это делать, ученик сразу же станет скучать и, разумеется, начнет дергать соседа, ерзать, лезть под парту.
Здесь, как я уже сказал, важен настрой на обучение. Конечно, очень неплохо, когда будущий ученик имеет навыки счета, знает буквы - это, безусловно, ускоряет процесс обучения. Но совершенно не стоит, скажем, до школы начинать водить его на занятия по изучению английского языка. Ведь министерство образования рекомендует преподавать иностранный язык со второго класса, а на практике многие школы делают это вообще начиная с пятого. Вот и получается, что, с одной стороны, ребенок обучался, родители затратили деньги, и немалые. А с другой - эти знания остаются невостребованными.
Важно, чтобы ребенок умел находиться в коллективе, слушать и слышать учителя, высидеть урок - 30-40 минут. И самое главное, его непременно нужно подготовить к смене образа жизни: из игровой стадии он переходит в трудовую. Это очень сложно.
- Но кто поможет родителям в этом?
- Сейчас, к сожалению, есть много желающих готовить детей к школе, не отвечая за конечный результат. Имеют ли они лицензию на право такой деятельности? Например, мы в нашей гимназии имеем свою подготовительную школу, где дети занимаются с октября по май. При этом, говорю совершенно искренне, ребенка здесь не оценивают по его умению писать, читать. Мы просто готовим его к школе. Проводим занятия по физкультуре, рисованию, организуем праздники. Существуют также «уроки» математики, русского языка - но они прежде всего выполняют развивающую функцию.
- А тесты при наборе в вашу гимназию проводятся? И вообще, насколько они «законны»?
- Нельзя тестировать ребенка, который еще не учится. Это понятно. Мы проводим собеседование. Что это такое. Ребенку предлагает задание комиссия, куда входят два психолога, логопед, врач, педагоги. Все делается в присутствии родителей, чтобы они видели, как ребенок реагирует, отвечает. И делается это отнюдь не для того, чтобы отобрать самых лучших. Дело в другом. К примеру, наша гимназия - это базовая площадка для подготовки будущих учителей. Здесь «работают» программы развивающего обучения. Они требуют определенной подготовки ребенка. Он может быть успешен в любой другой школе со стандартной программой, а именно эта программа вызывает у него определенные сложности. И здесь педагоги профессионально могут сказать, рекомендована она ребенку или нет. Вот для чего все делается. Вот в чем вопрос. И родители должны это знать, понимать и исходить из интересов ребенка, а не только из своих, подчас непомерных амбиций.
Вы можете сами узнать,
готов ли ваш ребенок
к школе
  На листе слева нарисуйте шесть «разнокалиберных» собачьих будок, от большой до маленькой. А справа - шесть животных одинаковой величины: слона, мышку, собачку, тигра, зебру, жирафа - тех, кого он хорошо знает по сказкам, мультикам. И попросите своего малыша подыскать для каждого подходящую будку.
Ответ скажет сам за себя.

Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, «Владивосток»