Нефтепровод. Пристальный взгляд

Сразу в двух российских городах – Владивостоке и Иркутске – одновременно состоялись общественные слушания на «Обоснование инвестиций в строительство нефтепроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан». Администрация Приморья заинтересована в быстрой реализации проекта. Поэтому координация работы всех заинтересованных сторон возложена на вице-губернатора Виктора Горчакова. Под его началом и прошла презентация нефтепровода и его экологической защищенности.

16 июль 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1590 от 16 июль 2004
Сразу в двух российских городах – Владивостоке и Иркутске – одновременно состоялись общественные слушания на «Обоснование инвестиций в строительство нефтепроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан». Администрация Приморья заинтересована
в быстрой реализации проекта. Поэтому координация работы всех заинтересованных сторон возложена на вице-губернатора Виктора Горчакова. Под его началом и прошла презентация нефтепровода и его экологической защищенности.
Общественные слушания в соответствии с российским законодательством в области охраны окружающей среды являются обязательными. По большому счету, после них и начинается, собственно, само строительство объекта. На встрече выступили представители ОАО «АК «Транснефть», ОАО «Гипротрубопровод», Инжиниринговой нефтегазовой компании «Всероссийский научно-исследовательский институт по строительству и эксплуатации трубопроводов», природоохранных организаций.
Проект разработан в соответствии с поручением президента РФ Владимира Путина для создания нового экспортного направления транспортировки российской нефти на емкий и очень перспективный рынок Азиатско-Тихоокеанского региона, который вышел на первое место в мире по темпам развития. Уже неоднократно озвучивалось, что трасса Тайшет – Казачинское – Тында – Сковородино – Хабаровск – бухта Перевозная протяженностью 4118 километров (с диаметром трубы 122 сантиметра) проляжет, грубо говоря, вдоль западного участка БАМа и восточного участка Транссиба по территории семи субъектов федерации. В состав уникального комплекса войдут резервуарный парк общим объемом около 4000 кубических метров и морской нефтеналивной порт для приема танкеров дедвейтом до 300 тысяч тонн. Строительство предполагается осуществить в течение трех лет. Планируется использовать свыше 30 тысяч инженеров и рабочих. Ориентировочная сумма инвестиций составит почти 10,75 миллиарда долларов США.
В новой редакции проекта учтены предыдущие замечания экологических и природоохранных организаций. В частности, вдвое увеличено расстояние от нефтепровода до Байкала – он пройдет в 100 км к северу от озера.
Гладко только на бумаге
 Между тем своего беспокойства относительно строительства нефтепровода не скрывают приморские службы охраны природы. Проектируемая трасса проходит по территории федерального заказника «Барсовый», призванного сохранить последнюю популяцию дальневосточного леопарда. Строительство нефтяных емкостей предполагается вплотную к границе старейшего заповедника России «Кедровая Падь», организованного в 1916 г. При заливке и бункеровке танкеров ежегодно в атмосферу будет поступать свыше 60 тысяч тонн паров нефти. В связи с сезонными направлениями ветров и влажностью значительная часть этих паров будет оседать на территории заповедника. А это прямая дорога к интенсивной деградации растительности. Не стоит сомневаться, что разливы нефти приведут к гибели фауны и флоры Дальневосточного морского биосферного заповедника.
 По словам Бориса Преображенского, доктора геолого-минералогических наук, Амурский залив, являясь рыбной акваторией высшей категории ценности, уже сегодня перегружен выбросами. В него ежедневно вливается 500 тыс. кубометров неочищенных сточных вод из города Владивостока. Анализ по спутниковым фотоснимкам, который провел Борис Владимирович, показал, что поперек Амурского залива лежит подводное ложе, которое направляет потоки воды из Японского моря через проливы между островами в сторону Славянки. Здесь делается  резкий разворот на север, и при штормовой ситуации вся вода пойдет вдоль бухты Перевозной. Удержать там на якорях танкеры иногда будет просто невозможно. В подтверждение тому: несколько судов, уже выброшенных на берег, стоят вечными памятниками того, что судоводители не справились с ситуацией.
- Если бы я, будучи зловредным человеком, - добавил профессор Преображенский, - искал место, где можно побольнее ужалить всю экономику и социокультурную индустрию Приморского края, лучшего бы места, чем Перевозная, не нашел. Есть альтернатива – заливы Находка и Стрелок, ведь они легко перегораживаются.
Член Общества изучения Амурского края, координатор по ООПТ Дальневосточного отделения Всемирного фонда дикой природы (WWF) Юрий Берсенев напомнил, что побережье Хасанского района, острова залива Петра Великого – излюбленное место пляжного отдыха жителей Дальнего Востока. Здесь очень быстрыми темпами развивается строительство турбаз и баз отдыха - уже сейчас их более 30, плюс девять санаториев. Число «диких» отдыхающих на пляжах Хасанского района вообще плохо подлежит учету. Кто компенсирует дальневосточникам  утрату возможности отдыхать на тепловодном побережье? В Амурском заливе располагается Садгородское месторождение лечебных грязей, а в заливе Посьета уникальное месторождение аналогичных илов Ясное. В материалах проекта указана весьма высокая вероятность аварий судов и аварийных ситуаций с разливами нефти. Кроме того, нормативные потери при перекачке нефти на танкеры будут составлять ежегодно около 70 тонн. В этом году ларга погибла, попав в нефтяное пятно возле набережной Владивостока, а на побережье Хасанского района зафиксирована массовая гибель птиц от нефтяного разлива на поверхности моря. Это при существующих небольших объемах перегрузки нефти.
 Координатор морской программы WWF на Дальнем Востоке Константин Згуровский отметил: на побережье Хасанского района создана целая сеть марикультурных хозяйств, располагаются устья лососевых рек, действуют два рыборазводных завода, находятся рыбопромысловые участки многих рыболовных компаний. Можно не сомневаться, что если будет нефтеперегрузочный комплекс, то будут разливы и аварии.

Автор: Татьяна БАТОВА, Николай КУТЕНКИХ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»