Стальная игла «made in China»

Приморской экономике сделали вливание через стальную китайскую иглу. Бизнес-сообщество шокировано новостью: во Владивосток поступила партия металлопроката из КНР. Впервые за всю историю СССР и России. Джинсы, маечки, пластиковые тазики и морилка для тараканов – куда ни шло, с этим россияне давно смирились. Но покупать в Поднебесной катанку и уголок?

9 июль 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1586 от 9 июль 2004
Приморской экономике сделали вливание через стальную китайскую иглу. Бизнес-сообщество шокировано новостью: во Владивосток поступила партия металлопроката из КНР. Впервые за всю историю СССР
и России. Джинсы, маечки, пластиковые тазики
и морилка для тараканов – куда ни шло, с этим россияне давно смирились. Но покупать в Поднебесной катанку и уголок?
- Это вынужденная мера! - говорит Роман Курашев, директор компании «Вся русская сталь», осуществившей сделку.
По словам г-на Курашева, решение о закупке 500 тонн китайского проката было принято в ответ на «непатриотические» действия российских производителей стали, которые сократили объемы поставок на Дальний Восток в пользу экспорта, тем самым обделив отечественных потребителей.
- У нас сотни клиентов, перед которыми мы имеем долговременные обязательства: строители, энергетики, корабелы, предприятия жилищно-коммунального сектора и т. д., - объясняет ситуацию Роман Викторович. - Не получи они свой металл, пришлось бы сократить, свернуть строительные и ремонтные работы на многих объектах. Допустить подобное мы не можем. Потому и прибегли к импорту металлопродукции из Китая. Благо, по качеству и цене она соответствует нашей.
В числе российских комбинатов, ограничивших сбыт на внутреннем рынке, называют «Магнитку», ЗапСиб, «Амурметалл»... Очевидно, именно для них прозвучал из Владивостока тревожный сигнал: ах так? Без вас обойдемся!  И, судя по всему, великий сосед с легкостью заполнит любую брешь в металлопотреблении дальневосточников. Черная металлургия в КНР развивается бешеными темпами. Уже сегодня страна перекрыла собственные нужды в сортовом прокате на 10-15 процентов – это 10-15 млн. тонн «лишнего» металла, который экспортным потоком растекается по всему миру.
До 21 мая 2004 года Россия успешно противостояла стальной экспансии Китая.
21 мая 2004 года первый ручеек просочился на Дальний Восток. За 500-тонной инъекцией вот-вот последует другая. Роман Курашев сообщил  о переговорах, которые  «Вся русская сталь» ведет с китайцами по поводу закупки еще порядка 3000 тонн проката «made in China».
Интересно, что официальной реакции на действия крупнейшей металлоторговой компании Дальнего Востока пока не последовало. Были, правда, два недоуменных звонка с предприятий-поставщиков: «Это правда? Купили? У китайцев?». Правда!
Рискнул прокомментировать складывающуюся ситуацию директор Дальневосточного филиала Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК-ДВ) Павел Пацвальд. Не только потому, что НЛМК-ДВ является одним из создателей и ключевых партнеров компании «Вся русская сталь», но и потому, наверное, что Новолипецкий меткомбинат чист перед дальневосточными потребителями, поскольку не сокращал и не собирается снижать объемы поставок своей продукции в регион.
- Наше присутствие на рынке Дальнего Востока постоянно растет, - заявил Павел Пацвальд. – В настоящее время комбинат покрывает до 40 процентов регионального спроса на лист, сортовой прокат и другие виды металлопродукции. Политика руководства предприятия однозначна: ни в коем случае нельзя снижать интерес к внутреннему рынку! В противном случае будет происходить то, что мы сейчас наблюдаем, – замещение выпадающих объемов импортом. Ведь оставить потребителей без металла, а значит без работы, без зарплаты со всеми вытекающими последствиями – это гораздо хуже,  гораздо менее патриотично, нежели везти продукцию из Китая. Убежден, что интересы наших потребителей должны стоять на первом месте по сравнению с интересами производителей. И в этом вопросе я поддерживаю меры компании «Вся русская сталь» по выполнению за счет импорта своих обязательств перед клиентами.
Как считает Павел Пацвальд, российские меткомбинаты, допустившие сокращение поставок на  Дальний Восток, просто обязаны пересмотреть свою сбытовую политику, поняв всю серьезность сложившейся ситуации. Уступая позиции на местных рынках, они рискуют вызвать цепную реакцию: сначала дешевый китайский прокат окажется в Приморье, потом в Хабаровском крае и Амурской области, далее последуют другие граничащие с КНР территории. После ожидаемого приема России во Всемирную торговую организацию этот процесс может стать необратимым. Что касается экспортных операций, то конъюнктура на внешнем рынке тоже ведь может измениться в сторону ухудшения, и тогда столпы тяжелой индустрии поневоле вспомнят о родных потребителях. Не было бы поздно!
Особенно тревожит судьба металлургического комплекса «Амурсталь» в Комсомольске-на-Амуре. Предприятие «Амурметалл», к примеру, за прошлый год экспортировало 300 тыс. тонн стального проката. На внутренний же  рынок отгружено всего 60 тыс. тонн. В текущем году, судя по динамике поставок, ДВ регион получит и того меньше. Кстати,  «Амурметалл» является крупнейшим после НЛМК партнером «Всей русской стали»: его доля составляет 20 процентов от реализуемого компанией металлопроката. Пока… Как рассказал директор «ВРС» Роман Курашев, в апреле комсомольчане резко сократили объем отгрузки, мотивируя это нехваткой металлолома. Сырье идет прежде всего на выплавку стали по экспортным контрактам. Причина уважительная, но почему должны страдать отечественные потребители? Вот когда руководители «ВРС» действительно оказались перед «историческим» выбором: в свою очередь подвести клиентов или кинуться в объятия китайским металлургам. Выбрали второе.
Если  вынужденная «подпитка» региональной экономики за счет импорта станет правилом, первыми это почувствуют именно  предприятия «Амурстали», полагает директор НЛМК-ДВ Павел Пацвальд. По одной простой причине: их зона  ответственности на внутреннем рынке – Дальний Восток. В других регионах России продукция комсомольчан вряд ли будет востребована. Значит им придется жестко конкурировать с Китаем. В Приморье они утратят даже географическое преимущество (читай: ценовое), поскольку плечо доставки проката из ближайшего к Владивостоку металлургического комбината в провинции Хэйлунцзян вдвое короче, чем из Комсомольска.
Конечно, ситуацию может поправить родное правительство, воздвигнув на пути «железного потока» из Поднебесной высокие таможенные барьеры, но как это сочетается с либеральными рыночными законами и с планами вступления России в ВТО? Гораздо предпочтительнее выглядела бы помощь отечественным производителям стали в виде мер по снижению транспортных и энерготарифов, по переориентации заготовителей металлолома с экспорта на обеспечение сырьем российских заводов.
На вопрос о позиции правительства России в отношении начавшегося импорта из КНР металлопродукции мы попросили ответить уполномоченного Министерства экономического развития и торговли РФ по Приморскому краю Андрея Бабко. Поблагодарив нас за бдительность и гражданскую обеспокоенность, Андрей Владимирович сообщил, что пока не располагает официальной информацией о поставках в Россию китайской стали, и попросил не делать скоропалительных выводов «только по одному факту».
- То, что интеграция Китая происходит в нашу экономику, мы давно видим, - размышляет уполномоченный. - Просто раньше это было в других отраслях, например, в лесной, туристической. Появление китайской металлопродукции на внутреннем рынке, конечно, задевает и, может быть, даже пугает производителей и продавцов российской стали. Но 500 тонн – это еще не тенденция. Это первый случай. Я бы его расценил, исходя из обычной логики. Коль сейчас у нас происходит  строительный бум, а мы это видим в Приморье в частности, – естественно, проявилась большая потребность в металле: уголок, катанка и т. д., поставка которых на внутренний рынок в требуемых количествах не планировалась металлургическими предприятиями России, а наоборот, была ориентирована на зарубежные рынки. Поскольку отечественные предприятия не смогли обеспечить все потребности, то логичным шагом было восполнить дефицит за счет импорта. В самом деле, мы ведь к этому и стремимся, чтобы на рынке было все! Как-то препятствовать, не пускать – наверное, это неправильно. Защищать интересы собственных товаропроизводителей надо цивилизованными способами. Другое дело, если есть, допустим, демпинговые признаки. Но цены на китайский прокат, как я понял, пока такие же, как у нас... Да, понятно – это пробный шар: поставки металла из КНР. Надо вопрос изучать, отслеживать, и, естественно, по этому факту я подготовлю записку в министерство. Если проявится какая-то нежелательная тенденция, то могут быть предприняты меры на уровне тарифного регулирования. Но пока далеко идущие выводы и версии строить преждевременно. Теперь, я думаю, российские производители сориентируют свои планы на ближайшую перспективу и смогут обеспечить наших строителей необходимым металлом…
Может, действительно нет причины беспокоиться? 500 тонн китайского проката для Приморья, а тем более Дальнего Востока, потребляющего ежегодно сотни тысяч тонн стали, - мелочь, легкий подкожный укол, способный разве что взбодрить пациента.
Не подсесть бы на эту иглу...

Автор: Сергей АКУЛИЧ, Владимир саяпин (фото), специально для «В»