Лексикон художника понятен студентам ВГУЭС - будущим дизайнерам

У Павла Федотова, заслуженного художника России, живописца, графика, доцента Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, два призвания: Художник и Учитель. В первый раз Судьба пришла, когда ему исполнилось четыре года… А как иначе это назовешь, когда в военные скудные годы ребенку в крохотном башкирском поселке Мелеуз каким-то чудом в руки попалась новенькая коробка с тушью? С тех пор он уже знал, что станет художником.

8 июль 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1585 от 8 июль 2004
У Павла Федотова, заслуженного художника России, живописца, графика, доцента Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, два призвания: Художник и Учитель. В первый раз Судьба пришла, когда ему исполнилось четыре года… А как иначе это назовешь, когда в военные скудные годы ребенку в крохотном башкирском поселке Мелеуз каким-то чудом в руки попалась новенькая коробка с тушью? С тех пор он уже знал, что станет художником.
Сейчас Павел Кириллович – известный художник (когда он в 1966 году приехал в Приморье, то оказался здесь первым дипломированным художником-монументалистом) с совершенно уникальным опытом. Он работает в техниках мозаики, керамики, плавленого стекла, энкаустики, кроя из металла, занимается витражами.
Панно и декоративные вставки зданий в нашем городе привлекают взгляд проходящего, и далеко не каждый знает, что многие из них созданы Федотовым. Для примера можно назвать декоративную мозаику на магазине «Изумруд», рельеф из нержавеющей стали на здании бывшего Дворца пионеров. Среди его работ – оформление санатория в излюбленном месте отдыха приморцев Шмаковке, Дома переговоров и госдачи на Санаторной, Дворца культуры моряков, турбазы «Тихий океан», курорта Садгород, театра юного зрителя. Имя Федотова занесено во «Всемирный лексикон художников», энциклопедию, издающуюся в Лейпциге. «Сосед» Павла Кирилловича по «Лексикону» - иконописец Семен Федотов, который, судя по происхождению, является его предком.
Путь к признанию был долог и подчас тяжел, хотя и не лишен романтики тех лет, о которых Павел Кириллович вспоминает сейчас с ностальгической улыбкой. Шикотан, краболовы, суровые будни севера, лица моряков, будто бы просящиеся на холст...… Ему и самому приходилось выходить на ночной лов сайры. Полотна, написанные в те дни, были свежим словом для видавшей виды Москвы, где в 1968 году была организована одна из первых выставок Павла Федотова. Позже были выставки в Японии, Канаде, Германии, а также множество всероссийских, зональных, краевых выставок.
- В какой-то момент я понял, что пришло время поделиться своим опытом, передать его тем, кто пойдет по нашим стопам, - рассказывает Павел Кириллович, помимо всего прочего еще и преподаватель кафедры рисунка и живописи во ВГУЭС. – А где это сделать, как не в том университете, где создана единственная в городе кафедра дизайна? Ребят, которые здесь учатся, ждут большие профессиональные возможности – оформление интерьеров, рекламной продукции, дизайн одежды и многое-многое другое. Никакие компьютерные программы не заменят тут человека, и в этом со мной согласны многие мои коллеги, в том числе в такой автоматизированной державе, как США.
На кафедре рисунка и живописи, где преподает Павел Кириллович, лекционных часов немного, и это понятно – научить живописи по лекциям невозможно. Многие из студентов Федотова творят в его мастерской, и им можно позавидовать: что может сравниться с атмосферой мастерской художника, особенно когда он рядом и в любой момент готов помочь и подсказать? Ребята могут попробовать себя в разных техниках, в том числе в невероятно сложной и красивой технике ювелирной горячей эмали по металлу, которая сейчас увлекает Павла Кирилловича. Зародилась она в Древнем Египте, откуда перекочевала в Рим, Византию, а в XIX веке была практически утеряна. Ныне по горячей эмали работают буквально единицы художников. Студентка Ольга Филиппова, освоившая эту технику под руководством Федотова, стала финалисткой пятого международного конкурса молодежной моды «На рубеже веков», представив необычную коллекцию бижутерии.
-  Работать со студентами мне доставляет удовольствие, - признается Павел Кириллович. - Нравится сам процесс «протаптывания» дорожки, индивидуального подхода к каждому из них. Всегда вспоминаю слова первого своего учителя живописи в маленькой изостудии города Фрунзе о том, что нельзя показывать, как рисовать, можно только ненавязчиво направить ученика в нужное русло. И я придерживаюсь того же принципа, что и последователи Гиппократа: «Не навреди».

Автор: Екатерина Черненко, специально для «В»