Планируете ли Вы окунуться в прорубь на Крещение?

Электронные версии
Политика

Охота на инвестора

Послесловие к Харбинской ярмарке, или Почему китайский капитал не спешит на Дальний Восток? Если политические отношения России и Китая развиваются почти по тексту исторической песни «Москва - Пекин», регулярно подогревась сердечными рандеву на высшем уровне, подписаниями всевозможных протоколов и поэтическими заявлениями, то экономические от них несколько отстают и на твердую пятерку, к сожалению, не тянут. Россия уже не желает ограничиваться коммерцией. Ей нужен капитал, в том числе иностранный. Между тем забугорный – в данном случае китайский – инвестор в Россию не рвется…
Послесловие к Харбинской ярмарке, или Почему китайский капитал не спешит на Дальний Восток?
Если политические отношения России и Китая развиваются почти по тексту исторической песни «Москва - Пекин», регулярно подогревась сердечными рандеву на высшем уровне, подписаниями всевозможных протоколов и поэтическими заявлениями, то экономические от них несколько отстают и на твердую пятерку, к сожалению, не тянут. Россия уже не желает ограничиваться коммерцией. Ей нужен капитал, в том числе иностранный. Между тем забугорный – в данном случае китайский – инвестор в Россию не рвется…

«Китайское предупреждение» полпреда
На 15-й Харбинской торгово-экономической ярмарке, прошедшей в центре китайской провинции Хэйлунцзян на прошлой неделе, полпред президента в ДВФО Константин Пуликовский открытым текстом заявил о том, что не устраивает Россию в отношениях с Китаем.
- Сотрудничество не должно ограничиваться торговлей, - считает полпред президента. - Приоритетом должно быть инвестиционное взаимодействие, организация совместных производств с глубокой переработкой сырья. Однако пока Китай занимает очень скромное место среди инвесторов. Так, в 2003 году экономика ДВФО приняла 3 млрд. долларов иностранных инвестиций, из которых китайские составили всего 13,4 млн. Более того, даже эти средства вкладываются главным образом не в производственные сферы, а в инфраструктуру для той же торговли.
Согласно данным дальневосточного полпредства президента российско-китайское инвестиционное сотрудничество остается «мелкомасштабным, направленным в основном на торговлю». Китайские и российско-китайские предприятия, вложившие в регион более 400 тысяч долларов, исчисляются единицами (их «детища», в частности, - гостиничный комплекс в Находке, боулинг-центр во Владивостоке, торговый центр в Лесозаводске). Что касается прямых иностранных инвестиций в ДВФО, то 94,7 проц. их объема приходится на Сахалинскую область! И неудивительно – это живая нефть, для добычи которой капитал привлекается путем заключения соглашений о разделе продукции.
Между прочим, есть тревожные тенденции и в торговле, хотя в целом товарооборот между государствами растет как на дрожжах. Неоднозначную реакцию участников Харбинской ярмарки вызвал доклад  президента Гонконгской школы бизнеса Евгения Бочарникова. По его данным, торговые отношения все больше смещаются к оси Москва - Пекин, а регионы (то есть северо-восток Китая и наши Дальний Восток и Сибирь) уходят на второй план. Количество китайских и российских компаний, торгующих в нашем «околотке», за последние четыре года резко уменьшилось. Если в 1999-м с Китаем торговало 412 приморских, 327 хабаровских и 263 приамурских фирмы, то в 2003-м эти показатели упали соответственно до 196, 214 и 187. Но за это же время Москва и Петербург сильно увеличили свое присутствие на рынке Поднебесной, выросло и число пекинских компаний, сотрудничающих с центральной Россией. То есть налицо изменение баланса. А если бизнес уходит, значит, что-то ему мешает.
Кстати, отвечая на выступление Пуликовского, губернатор провинции Хэйлунцзян Чжан Цзо Цзи произнес лишь несколько дежурных любезностей про дружбу и добрососедство. Дальний Восток – дело тонкое, как стодолларовая купюра. Чтобы понять, где корни непонимания, нужно вспомнить о сегодняшнем государственном курсе Поднебесной. Потому что бизнес по-китайски – это все-таки «под чутким руководством партии и правительства».
Богатство Поднебесной
Россией прирастать будет?
Еще в прошлом году ЦК Коммунистической партии Китая (КПК) взял курс на развитие северо-восточных (ближайших к нам) провинций Китая и прежде всего возрождение старых промышленных баз. Речь идет о предприятиях, построенных еще в
50-х годах ХХ века советскими инженерами. Именно северо-восток КНР считается колыбелью индустриального Китая: здесь находится порядка 50 объектов из 156, построенных за первую китайскую пятилетку. Сегодня руководители Поднебесной намерены вновь превратить северо-восточные территории в катализатор дальнейшего экономического скачка. А значит, на этом краю КНР резко возрастут и спрос, и предложение.
Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин – эти провинции у соседей-приморцев постоянно на слуху. Скоро о них услышат во всем мире. По словам секретаря Хэйлунцзянского провинциального комитета КПК Сунь Фатана (кстати, это первое лицо в провинции, так как губернатор – чиновник во многом «технический»), к 2010 году провинция намерена построить новую промышленную базу, чтобы Хэйлунцзян стал «районом нового прироста китайской экономики». Провинция Цзилинь планирует построить новую базу автомобиле-
строения, нефтехимический комплекс, базу переработки сельскохозяйственной продукции и др.
По словам Константина Пуликовского, для выполнения решения пленума ЦК КПК о модернизации производственной базы руководству провинции Хэйлунцзян будет сложно обойтись без помощи  российских специалистов. Радует, что наши руки и мозги снова становятся востребованными, но своя промышленность нужна не только Китаю. Хочется верить, что и России тоже.
- Экономика северо-восточных провинций КНР, и прежде всего Хэйлунцзяна, во многом ориентирована на Сибирь и Дальний Восток России. Все, что мы здесь видим, построено на те деньги, которые Россия потеряла за годы неуправляемой демократии, - считает Александр Исаев, представитель посольства России в Китае.
В 2003 году провинция Хэйлунцзян (100 тыс. кв. км и 46 млн. человек) поднялась с 12-го на
4-е место в Китае по темпам развития. На улицах Харбина, центра провинции, там и тут сверкают электронные билборды со словами «Старая промышленная база – новый свет инвестиций!». История показывает, что слова у китайцев не расходятся с делом: уничтожать воробьев – так до последнего, выплавлять железо – так в каждой избе. Каким образом Россия намерена реагировать на очередной, на этот раз северо-восточный, прыжок китайского дракона?
У «Фольксвагена» китайское лицо
- Мы все-таки плохо знаем друг друга, - констатировал полпред Пуликовский в Харбине.
За последние 20 лет Китай продемонстрировал миру невиданный сплав коммунистических методов управления с чисто западной деловой хваткой. Достаточно привести в пример достижения китайского автопрома: по итогам 2003 года Китай вышел на 4-е место в мире по производству автомобилей после США, Японии и Германии, произведя 4,5 млн. машин. Причем китайский потенциал в этой сфере еще не раскрылся полностью: в первом квартале наступившего года производство автомобилей выросло уже на 25,6 проц.
А начиналось все до боли знакомо: с запредельных ввозных пошлин на иномарки. К 2000 году, правда, их снизили до 100 проц., а к 2006 в связи с вступлением Китая в ВТО вообще должны обрушить до 26. Но главное сделано: инвестиции поступили, с конвейера сходят «почти настоящие» европейские, американские и азиатские марки. Мировые производители поняли, что производить машины в Китае выгоднее, чем ввозить, и сделали адекватные выводы.
Самым дальновидным, похоже, оказался «Фольксваген», обосновавшийся в КНР еще два десятка лет назад. Вслед за ним, привлеченные недорогой рабсилой и огромным рынком сбыта, в гостеприимную Поднебесную устремились и другие мировые гиганты – «Дженерал Моторс», «Хонда», «Пежо», «Тойота», «Форд», «Ниссан», «БМВ», «Ситроен»...… Китай превратился в азиатский Детройт. В ближайшее время свой второй автозавод в КНР намерена построить компания «Хендэ», три дополнительных предприятия планирует открыть «Фольксваген», ведутся переговоры с «Рено», ряд заводов возникнет в соседней с Приморьем провинции Цзилинь. Совсем скоро – счет идет уже на месяцы – мир будет осчастливлен китайским «Мерседесом».
Прибыль иностранного инвестора от производства автомобилей в Китае выше, чем где бы то ни было. У КНР – свой интерес: по существующему законодательству в течение трех лет работы совместного предприятия доля китайских комплектующих должна достичь 80 проц. То есть развиваются параллельные отрасли, растет количество рабочих мест и т. д. – вот он, капитализм с коммунистическим лицом. Правда, признает англоязычное издание China Daily, китайские машины все еще отстают от заморских по качеству. Но этот разрыв Поднебесная намерена уже к 2006 году сократить и завалить своей продукцией всю планету.
Как видим, нынешняя Россия если и пошла по китайскому пути, то с национальной спецификой: мы все еще надеемся обогнать весь мир на «Жигулях» с «Калинами». Повышение пошлин ударило по небогатому российскому автолюбителю, тогда как автопром, похоже, и не думает подниматься с колен.
А на харбинских улицах сейчас в глазах рябит от стареньких «Фольксвагенов» и новеньких «Ауди». Похоже, это национальная «фишка» Китая: зачем покупать что-то на стороне, когда можно сделать самим? Вот и шуршат по дорогам как бы европейские машины, протыкают небосвод свои эйфелевы башни, а в парках красуются почти русские кремли.
Ждем у моря инвестиций
Инвестиции – не дотации, они предполагают возврат вложенных средств с «наваром». Тем не менее на блюдечке с голубой каемочкой их тоже не приносят. Москва, например, даже своим же российским регионам предпочитает выделять средства на паритетных началах: мол, покажите, что вы сами вложили в проект половину требуемой суммы, тогда и мы поучаствуем. Подобные требования выдвигают и иностранные инвесторы. И наше государство декларирует готовность им содействовать.
Один из компромиссных вариантов - создание совместных производств по добыче и переработке ресурсов. Однако тот же Китай если и согласен покупать наши природные богатства, то вкладывать деньги в российскую производственную сферу – пока вряд ли. Или взять пресловутый нефтепровод из Сибири: и Китай, и Япония готовы потратиться лишь на прокладку самой трубы, чтобы потом качать оттуда «углеводородную кровь» для своей экономики, а вот сопутствующая инфраструктура на российской территории их, что вполне понятно, интересует гораздо меньше.
Китайцам выгоднее вкладывать средства в свою же экономику, что они и делают – это даже если сбросить со счетов влияние государства на бизнес. Недаром экономисты называют КНР «пылесосом» за редкую притягательность для внешнего и внутреннего инвестора. Как стать вторым пылесосом – вот задача, которую сегодня решают в России.
- Самое главное – это защита инвестора, - заявил Константин Пуликовский в Харбине. - Задача власти - преодолеть непонимание и различные нестыковки вплоть до внесения в Госдуму законодательных инициатив. Но для этого нужно глубокое взаимное уважение и доверие. Между тем китайцы систематически занимаются на территории России браконьерским промыслом, контрабандой дикоросов и т. д. С другой стороны, в мае российский ОМОН непозволительно вел себя по отношению к китайским коммерсантам на рынке в Уссурийске - мне пришлось лично вмешиваться в ситуацию. Пока это будет продолжаться, о доверии и уважении говорить сложно.
Один из шагов, которые могли бы смягчить внутрироссийский инвестиционный климат, – скорое принятие закона об особых экономических зонах, в которых прямым иностранным инвесторам будут созданы определенные льготы. Губернатор Приморья Сергей Дарькин, кроме того, считает необходимым создать российско-китайскую инвестиционную компанию специально для содействия притоку капитала.
Словом, благих намерений хватает. И все-таки, как поется в популярной на севере КНР песне на стихи Чжана Синхуа и музыку Ли Шоухуа, «в мире есть такой дракон с названием Китай». По масштабу влияния на мировую экономику Китай уже вполне тянет на это огнедышащее животное, рядом с которым расслабляться – смерти подобно.

Автор : Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»

comments powered by Disqus
В этом номере:
Пятнадцатилетний капитан

Сегодня газете «Владивосток» исполняется ровно 15 лет. За это время выросло целое поколение приморцев. Один из яркой плеяды представителей новой генерации - 15-летний курсант Костя Ворона. «...Дик Сэнд был невысок и не обещал стать в дальнейшем выше среднего роста, но крепко сколочен, темноволос и с огненным взглядом голубых глаз. Трудная работа моряка уже подготовила его к житейским битвам. Его лицо дышало энергией. Это было лицо человека не только смелого, но и способного дерзать», - так описывает героя романа «Пятнадцатилетний капитан» Жюль Верн. Сегодняшние акселераты в основном и ростом повыше, и к житейским битвам, пожалуй, не слишком подготовлены, не отличаются огненным взглядом и готовы скорее дерзить, чем дерзать. Но когда из общего строя курсантов командир первой роты капитан-лейтенант Евгений Парамонов вызвал невысокого, крепенького, темноволосого, голубоглазого паренька, сердце дрогнуло от портретного сходства с литературным героем.

Потому что мы вместе

Сегодня исполняется 15 лет, как коллектив единомышленников, объединенный Валерием Бакшиным, выпустил первый номер городской газеты «Вечерний Владивосток». Может быть, именно с этого шага в Приморье началась революция в СМИ. Почему революция? Просто коммунистическая партия диктовала такие условия, что такой город, как Владивосток, не мог иметь своей газеты. Нужен был миллион жителей, чтобы появилась городская вечерка. Лидер городской партийной организации Владимир Семенкин рискнул. Инициатива воплотилась в проект, которому сегодня 15 лет.

Газета моей жизни

Что значит для меня газета «Владивосток»? Почти вся жизнь. Без малого десять лет отдал я «Владивостоку», но каких лет! Что-то из событий тех лет уже ушло из памяти, вот и люди, с которыми делал газету, уходят (40 дней назад похоронили Славу Воякина). И эти десять лет уже не повторишь – и время другое, и люди другие, и сам изменился. Почему шесть лет назад ушел из газеты? Нельзя же, чтобы газета стала всей жизнью. А так – почти…

«Звездное небо» над головой

В день 144-летней годовщины Владивостока горожан ждет сюрприз в виде масштабной праздничной иллюминации, название которой - «Звездное небо».

«Дальморепродукту» продлили срок

Вчера в Арбитражном суде Приморского края состоялось заседание по делу о банкротстве ОАО «Холдинговая компания «Дальморепродукт».

Последние номера