Игра в нефть

В понедельник в порту Восточном было как никогда много британцев, норвежцев, финнов, японцев и, естественно, русских. В рамках нефтяного проекта «Сахалин-2» в Приморье при полновесном участии иностранного капитала официально открылась площадка для строительства оснований, предназначенных для морских нефтяных платформ на острове Сахалин.

30 июнь 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1580 от 30 июнь 2004
В понедельник в порту Восточном было как никогда много британцев, норвежцев, финнов, японцев и, естественно, русских. В рамках нефтяного проекта «Сахалин-2» в Приморье при полновесном участии иностранного капитала официально открылась площадка для строительства оснований, предназначенных для морских нефтяных платформ на острове Сахалин.
Специалисты приступали к строительству сооружения в Приморском крае со смешанными чувствами. С одной стороны, в пользу этих мест говорила вполне сносная транспортная инфраструктура и относительная близость к Сахалину. С другой стороны, имели место опасения: такого крупномасштабного проекта с многомиллионными вложениями в долларовом эквиваленте не то чтобы в Приморье, в России доселе никогда не было. Риск был велик, но он оправдался.
Уже в начале своей поздравительной речи директор проекта «Сахалин-2» и заместитель главного исполнительного директора международного консорциума «Сахалин Энерджи» Дэйвид Гриер отсек все мрачные предположения иностранцев о перспективах своего капитала в нашей стране. «В России можно делать бизнес», – пообещал он. А потом, немного подумав, добавил: «Все, что делается в порту Восточном, - неплохая реклама для экономики Приморского края».
И не только. 70 миллионов американских долларов - это пока что самая крупная сумма инвестиций, потраченная зарубежной компанией на территории края (хотя и сущий пустяк для «энерджайзеров», поскольку общие затраты на сахалинскую составляющую проекта намного превышают приморские - 100 долларов в секунду, или три миллиарда долларов только в 2004 году).
Сколько из инвестируемых денег пойдет в краевой консолидированный бюджет, не подсчитали. Зато точно известно, что по Приморью налоговая нагрузка на бизнес составляет порядка 19 копеек с одного рубля.
Взявший вслед за сахалинским директором слово губернатор Сергей Дарькин тоже не стал ходить вокруг да около.
- Приморский край не Кувейт, но все-таки он оказался замешан в крупной нефтяной игре, - сказал глава краевой администрации. – Подтверждение тому – разработка проекта по строительству нефтепровода, нефтехимического завода и целого ряда других объектов самой богатой отрасли в мире.
И вообще, на сегодняшний день Приморье - самое дешевое место для строительства буровых платформ в мире, особо подчеркнул Дарькин. Здесь есть желание властей отводить свободные земли под подобные проекты, оказывать всяческое содействие. Например, сглаживать административные «шероховатости», которые, впрочем, пока не очень мешают работам.
За полгода на территории порта вырыли яму глубиной 18 метров и общей площадью 93 тысячи квадратных метров. И назвали ее специализированной площадкой, или, по-другому, - сухим доком. И если бы не два железобетонных основания внутри дока, которые являются элементами будущих морских платформ для разработки Лунского и Пильтун-Астохского месторождений нефти и газа, там вполне можно было бы играть в футбол. Тем более сверху площадка очень даже похожа на стадион, только без трибун. Однако через год сухой док затопят, чтобы вытащить основания (к тому времени их высота достигнет почти 70 метров) в море и отбуксировать к месту главных работ – на континентальный шельф острова Сахалин.
Что потом станет с площадкой, нам выяснить так и не удалось. Впрочем, власти края и владельцы дока пока сами этого не знают. Говорят, что имеется множество предложений его использования. Начиная с проектов строительства опор для буровых платформ и заканчивая строительством секций для танкеров и других судов, зона деятельности которых – весь Мировой океан. Кто на очереди?

Автор: Андрей САКУН, «Владивосток»,Светлана Ландышева (фото),специально для «В»