«Холодная война»

О чем писал "Владивосток" в 1999 году.

23 июнь 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1576 от 23 июнь 2004

В минувшие сутки Японское море в очередной раз превратилось в арену политического детектива. Список участников неизменен: Япония, Россия и, возможно, КНДР.

История началась в 9.25 утра по токийскому времени 23 марта, когда корабли морских сил самообороны (МССО) Японии обнаружили на траверзе префектуры Исикава (остров Хонсю) в территориальных водах (12-мильная зона) в районе острова Садогасима (недалеко от Ниигаты, города-побратима Владивостока) 2 судна неопознанной принадлежности, по обводам напоминающие рыболовные сейнеры. Названия на бортах значили «Ямато-1» и «Ямато-2»; длина порядка 30 метров, водоизмещение около 100 тонн. Судно с названием «Ямато-2» зарегистрировано в префектуре Хего, которая находится на океанском побережье Хонсю. «Ямато-1» было исключено из реестра рыболовных судов еще 4 года назад. Патрульные суда управления безопасности на море (УБМ) и корабли МССО пошли на сближение с потенциальными нарушителями и подали сигнал с приказом остановиться. Однако неопознанные суда игнорировали приказ и стали удаляться в сторону открытого моря. Патрульные корабли УБМ «Тикудзэн» и «Садо», ведя предупредительный огонь, начали преследование. Следует отметить,
что если к предупредительной стрельбе российских пограничников в зоне Южных Курил мировое сообщество уже давно привыкло, то в этот раз японские патрульные суда открыли предупредительный огонь впервые за последние 45 лет.

Несмотря на высокие мореходные и скоростные качества японских кораблей, быстро настичь удалявшихся со скоростью свыше 25 узлов нарушителей не удалось. Однако и преследование японские суда не прекратили. Вскоре в воздух были подняты 7 (!) патрульных самолетов УБМ, которые осуществляли поддержку и координацию действий патрульных судов с воздуха.

В 0.45 24 марта начальник управления национальной обороны Японии (УНО – аналог российского Минобороны) Норота Хосэй в соответствии с решениями состоявшихся днем 23 марта чрезвычайного заседания совета безопасности и заседания кабинета министров Японии отдал приказ об участии в преследовании неопознанных судов боевых кораблей и самолетов МССО. Таким образом, корабли МССО Японии впервые за всю историю приняли участие в подобной операции. Премьер-министр Японии Обучи Кэйдзо в своей резиденции в 18 часов 23 марта провел экстренное совещание с министром иностранных дел Такамурой, министром транспорта Кавасаки и начальником УНО Сигэнари, итогом которого стало формирование кризисного штаба.

Автор: «Владивосток», 25 марта 1999 г.