Землю, как и брак, надо регистрировать

В минувшую пятницу в Приморском арбитражном суде прошел брифинг, посвященный земельным спорам, доля которых в общей массе рассматриваемых дел, как выяснилось, пока крайне невелика, но имеет устойчивую тенденцию к росту.

22 июнь 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1575 от 22 июнь 2004

В минувшую пятницу в Приморском арбитражном суде прошел брифинг, посвященный земельным спорам, доля которых в общей массе рассматриваемых дел, как выяснилось, пока крайне невелика, но имеет устойчивую тенденцию к росту.

Заместитель председателя краевого арбитражного суда Виталий Куриленко пояснил, что в число подобных судебных разбирательств включены как собственно споры по поводу земельных участков (обжалование актов властных органов по распоряжению землей, признание прав на нее, аренда), так и дела других категорий, в которых суд обращается к земельному законодательству. Как, например, при решении вопросов о банкротстве, правомерности включения земельных участков в конкурсную массу, признании права на самовольную постройку. Иными словами, в землю очень часто упираются проблемы, на первый взгляд, непосредственно с ней никак не связанные.

И несмотря на то, что дел таких в арбитраже пока немного - за весь прошлый год их было всего около 60 - решить их порой бывает очень непросто. Среди прочих причин была названа и следующая: юристы плохо ориентируются в нормах постоянно совершенствующегося земельного законодательства. Новый Земельный кодекс РФ вступил в силу сравнительно недавно - в октябре 2001 года. Его принятие стало очередным этапом в российской земельной реформе. На первом этапе, кстати, собственникам предприятий или угодий необходимо было переоформить права на землю, внести ее в государственный земельный кадастр, чего зачастую сделано не было. Кроме того, предприятиям было предоставлено право на выкуп земельных участков. Этой возможностью тоже воспользовались немногие. Потому бывает так сложно истцам доказывать свою правоту в арбитражном суде. Сегодня в суде удовлетворяется примерно треть исков против 50 процентов в 2002-2003 годах. Нередки случаи, когда, например, ситуация объективно складывается не в пользу ответчика, однако суд отказыв
ает в иске по причине того, что истец сам не имеет каких-либо прав в отношении спорного земельного участка либо избрал ненадлежащий способ отстаивания своих интересов.

Типичная ситуация, когда нынешние владельцы когда-то государственных предприятий считают, что имеют право пользоваться земельным участком под своим имуществом на основании документов, выданных в 50-70-х годах. Может оказаться, что у оппонента имеется гораздо более свежая регистрация. И тут, как говорится, стоит начать. Некоторые дела проходят по два круга всех ступеней арбитражного судопроизводства. Часто разбирательство осложняется тем, что до сих пор отсутствует четкое разграничение земельной собственности на федеральную, краевую и муниципальную, не урегулированы вопросы с пригородными и городскими лесами (остров Русский - тому яркий пример).

Однако журналистов заверили, что краевой арбитражный суд настроен очень конструктивно в решении земельных споров и видит свою задачу как в защите нарушенных земельных прав конкретных лиц, так и в предупреждении новых нарушений земельного законодательства в практике органов власти и хозяйствующих субъектов.

Впрочем, арбитражные судьи признают, что само земельное законодательство отнюдь не лишено пробелов. При рассмотрении конкретных дел порой приходится обращаться к аналогичным статьям в других законах. Так, если встает вопрос о преимущественном праве на аренду земельного участка, то предпочтение в соответствии с Гражданским кодексом РФ отдается предыдущему арендатору, если тот до сих пор добросовестно выполнял взятые на себя обязательства.

Автор: Виталий МОГИЛЬ, «Владивосток»