Радио передает марши…

В Приморском отделении Союза писателей России среди бумаг сохранились эти два листка. Четкий, ясный почерк, ничуть не выцветшие чернила… Странички из дневника Николая Ивановича Колбина, жителя Владивостока. Одна из них особенная: датирована 22 июня 1941 года…

22 июнь 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1575 от 22 июнь 2004

В Приморском отделении Союза писателей России среди бумаг сохранились эти два листка. Четкий, ясный почерк, ничуть не выцветшие чернила… Странички из дневника Николая Ивановича Колбина, жителя Владивостока. Одна из них особенная: датирована 22 июня 1941 года…

Николая Колбина в Приморье хорошо знали. Был он первым редактором альманаха «Советское Приморье», написал популярный в свое время роман «Партизаны», в 30-е годы работал в редакции газеты «Красное знамя», а в войну служил в политуправлении Тихоокеанского флота. С 1953 года служил в Севастополе, там и умер в 1955 году.

Часть его дневников военных лет хранится в музее им. Арсеньева. Эти две странички тоже будут переданы туда – для памяти. А пока мы вчитываемся в эти бесхитростные строки. Вроде ничего особенного, телеграфный стиль и никаких глобальных размышлений… Но за этой простотой – подлинность и драматизм ситуации. Они шли на фронт «с воодушевлением». И девушки провожали их с цветами…

«22 июня 1941г. Вот и война. Слово, которое было абстрактным, каким-то далеким, сразу вдруг стало ощутимым.

Сегодня воскресенье. Были на даче. Чудесный день. Масса отдыхающих на 19 км. Вечером, часов в 5, собрались тучи. Крупные тяжелые капли упали на сухую землю, но дождь не пошел, тучи рассеялись. На море прекрасно. На пляже сотни отдыхающих. Много пьяных. В саду рыбников беспрерывная музыка. Качели. Карусель. Гуляющие парочки. Фокстрот.

Это был обычный день, каких много, когда народ отдыхал, когда дачные поезда были переполнены.

И вот сюда до берегов Тихого океана донесся голос Москвы. По дороге на дачу встретили Быкова (гос. контролера), который сообщил новость – только что выступил  по радио тов. Молотов с сообщением о нападении немецких фашистов на нашу Родину.

По дороге сообщили весть по всем дачам...… Народ кинулся в город. Поезда снова переполнены. В вагонах только и разговоры о войне. Война! Наглое нападение вероломных фашистов на наши города. Уже бомбардированы Киев, Севастополь, Житомир, Каунас. Уже около 200 раненых и убитых советских граждан. Гнев и возмущение повсеместное.

В город вернулись в 11 ночи. Галину вызвали в редакцию. Я пошел в «Красное знамя». Все сотрудники уже по местам. Выпускали экстренный номер газеты и листовку. В первом часу ночи по радио выступил секретарь крайкома ВКП(б) т. Пегов. Призвал к спокойствию, к напряженной работе. Радио из Москвы приносило сообщения с многочисленных митингов. В эти минуты не спала вся страна. Выступали рабочие, служащие, артисты, лауреаты Сталинской премии, Герои Советского Союза. В их словах «Смерть фашистским кровавым собакам! Смерть Гитлеру!».

Советский народ поднимается на священную Отечественную войну против германских фашистских варваров.

Радио передает марши.

23 июня. С утра в городе только и разговоры о войне. Кучками читают расклеенные листовки «Красного знамени» с речью тов. Молотова. На улицах почти исчезли военные. Их вызвали еще вчера по местам.

В кино «АРС» на экран выпущен фильм «Профессор Мамлок», в Летнем саду идет «Александр Невский». На рынке, на улицах, в учреждениях только и разговоров о войне, причем каждый сам себе министр иностранных дел, каждый комментирует по-своему события. Но у всех одно настроение – надаем германским фашистам. Пусть знают захватчики нашу народную силу. В военкоматы идут целыми толпами, идут добровольцы. У каждого репродуктора на углах улиц толпа, ожидающая сообщений. Кое-кто из обывательниц кинулся по магазинам. За крупой и сахаром выстроились очереди (учитывают опыт первой импер. войны). Но таких немного. Паники нет. Целый день над городом бравурные марши Красной Армии. Погода стоит чудесная. Тепло. Солнце.

Вечером получена первая сводка главного командования Красной Армии за 22 июня. Натиск немцев, их внезапное нападение приостановлено. Немцы взяли только три местечка на самой границе – Кальвария, Стоянув и Цехановку. …Наши сбили 65 самолетов противника. Опубликованы указы правительства о введении военного положения в угрожаемых областях и мобилизации 14 возрастов (с 1905-1918). Дальний Восток пока мобилизация не касается.

24 июня. На всех предприятиях продолжается волна митингов и собраний. По-прежнему на улицах толпы у репродукторов. В  час дня получена сводка главного командования Красной Армии за 23/VI. Немцы начали наступления по всему фронту от Балтийского до Черного моря. На белостокском и брестском направлениях наши части потеснены. Немцы заняли Кольно, Ломжу и Брест. Нашим артогнем уничтожено около 300 танков противника, сбит 51 самолет. За 22/VI, по уточненным данным, сбито 76 самолетов. В газетах опубликовано выступление Черчилля по радио. Обещает всяческую помощь России. Последние 12 дней англичане беспрерывно бомбардируют города Западной Германии.

25 июня. Пришла сводка советского информбюро № 1. За 24/VI ожесточенные бои по всему фронту, особенно за Гродно, Вильно.

…Немцы перебрасывают парашютные десанты к нам в тыл в форме советских милиционеров. Уничтожение диверсантов поручено НКВД.

В английской печати восторженные отклики. Там говорят: «Гитлер переоценил свои силы, он встретился с противником, не уступающим ему. Эта война с СССР – начало конца Гитлера». И это так и будет. В Лондоне даже кондукторы автобусов агитируют за помощь русским.

Настроение в городе по-прежнему боевое. В окрестностях идут учения армии и флота. По улицам день и ночь снуют военные грузовики с грузами. Наш сосед молчит пока, но от него можно ожидать самых неожиданных фокусов, как от союзника Гитлера, поэтому наши настороже. В городе все ждут, что скажет Япония. Или промолчит? Тогда это будет тоже не менее красноречивый ответ.

С фронта начинают поступать отдельные корреспондентские сообщения о боевых эпизодах, мужестве и геройстве наших бойцов. В Москве и других городах мобилизация идет с подъемом. На фронт идут с воодушевлением. Девушки провожают с цветами».

Автор: Дневники читала Марина ИВЛЕВА, «Владивосток»