Бюджетный процесс не проходит бесследно

Майское очередное сессионное заседание Законодательного собрания Приморского края приняло ряд новых краевых законов и внесло поправки в старые, в том числе в закон «О бюджетном процессе и бюджетном устройстве», не изменявшийся с 2002 года. В целом финансовые вопросы стали лейтмотивом состоявшейся 27 мая сессии, а в центре внимания депутатов и гостей сессии оказался проект закона «Об исполнении краевого бюджета за 2003 год».

1 июнь 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1564 от 1 июнь 2004

Майское очередное сессионное заседание Законодательного собрания Приморского края приняло ряд новых краевых законов и внесло поправки в старые, в том числе в закон «О бюджетном процессе и бюджетном устройстве», не изменявшийся с 2002 года. В целом финансовые вопросы стали лейтмотивом состоявшейся 27 мая сессии, а в центре внимания депутатов и гостей сессии оказался проект закона «Об исполнении краевого бюджета за 2003 год».

Не лишенную остроты дискуссию породил доклад нового председателя контрольно-счетной палаты Приморского парламента Алексея Сухова. По его заключению, годовой план по доходам был выполнен на 98,5 проц. (в 2003 году в доходы краевого бюджета поступило 18 миллиардов 174 миллиона 678 тысяч рублей), при этом расходы профинансированы на 98,5 проц. Ни по одному из разделов бюджета, кроме «Дорожного хозяйства», план не был выполнен полностью. Ряд подразделов не профинансирован вообще («Санитарно-эпидемиологический надзор») или значительно ниже среднего уровня исполнения краевого бюджета («Строительство и архитектура», «Судебная власть», «Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства», «Прочие мероприятия в области сельского хозяйства», «Молодежная политика» и др.) Особенно резкие оценки вызвало недофинансирование социально-культурной сферы, которое составило почти 326 миллионов рублей. Законодатели отметили также нецелевое использование 406,5 тысячи рублей, неудовлетворительное финансирование
дотации на стимулирующие выплаты муниципальным образованиям Приморского края и нарушения установленного в 2003 году порядка использования лизингового фонда. Несмотря на отмеченные недостатки, отчет краевой администрации все же был принят депутатами.

Вполне естественно, что с вопроса исполнения прошлогоднего бюджета началась состоявшаяся на следующий день после сессии пресс-конференция председателя ЗС Приморского края Сергея Сопчука. Признав, что непропорциональность исполнения расходов по разделам и подразделам бюджетной классификации имела место, Сергей Андреевич тем не менее обратил внимание на позитивную тенденцию: «С учетом динамики за последние четыре года изменения происходят в лучшую сторону. Напомню, что в 2000 году краевая дума не приняла отчет об исполнении краевого бюджета. Но с 2001 года началась стабилизация бюджетного процесса. Если раньше разброс исполнения по разделам составлял от 40 до 120 процентов, то сейчас эти рамки существенно сужены - от 70 до 100 проц., что свидетельствует о тенденции к правильному ходу бюджетного процесса. И конечно, радует рост собственных доходов и исполнение бюджета по доходам».

В частности, как отметил председатель ЗС Приморья, предметом критики депутатов в адрес краевой администрации стала негативная тенденция, в соответствии с которой изменения и поправки, внесенные законодателями в бюджетный законопроект в целях его большей социальной направленности, как правило, не исполняются финансистами. Например, ситуация с квартирами для воинов-афганцев, на положительном разрешении которой ЗС будет настаивать до конца.

На вопрос о сроках корректировки бюджета текущего года в связи с выпадающими доходами (отмена аукционов по биоресурсам, сокращение дотаций центра ввиду сокращения населения) Сергей Сопчук ответил, что нет нужды производить эту корректировку, поскольку план по доходам успешно выполняется, хотя и непропорционально: «Депутаты были правы, отказавшись в феврале утвердить предложенный краевой администрацией проект изменений в бюджет».

Тем не менее председатель ЗС признал, что депутатам нужно работать над основным финансовым документом еще более предметно, поскольку у ЗС нет возможности затем самостоятельно вернуться к нему для внесения поправок - право законодательной инициативы в исполнении бюджета принадлежит только исполнительной власти. Именно по этой причине внесены изменения в краевой закон «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе». Как сказал Сергей Сопчук, «действующий депутатский корпус, работая над бюджетом 2004 года, пришел к выводу, что сроки рассмотрения поправок, установленные краевой думой прежнего созыва, очень сжаты, законодателям не хватало времени на более детальную проработку финансового документа. Поэтому депутаты были вынуждены проводить внеочередные заседания Законодательного собрания. Сейчас сроки рассмотрения поправок к проекту краевого бюджета по предмету второго и третьего чтений увеличиваются».

В числе других примечательных вопросов повестки дня майской сессии Сергей Сопчук отметил, что Приморье реально приступило к проведению муниципальной реформы: четыре первых из районов края определились со своими границами и с границами входящих в их состав сельских поселений, что позволяет им получить вводимый реформой местного самоуправления статус муниципальных районов. Проекты законов о Ханкайском, Лазовском, Красноармейском и Пожарском муниципальных районах рассмотрены и приняты на майской сессии Законодательного собрания в первом чтении. Напомним, что с 2006 года структура местной власти станет двухуровневой, первый уровень составят городское и сельское поселения, второй - муниципальный район и городской округ.

«До конца этого года в соответствии с федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» мы должны согласовать границы всех муниципальных образований края, - подчеркнул Сергей Сопчук. - Эта работа ведется достаточно интенсивно, большинство муниципальных образований уже подали свои предложения». Предлагаемая схема организации местного самоуправления разработана с учетом численности сельских поселений, плотности населения, пешеходной доступности до центра сельского поселения и необходимости создания условий для решения вопросов местного значения органами местного самоуправления. В частности, проект закона «О Ханкайском муниципальном районе» предлагает образовать в составе района 11 сельских поселений на базе существующих сегодня сельских администраций. В состав Лазовского муниципального района предлагается включить пять поселений, в состав Пожарского и Красноармейского муниципальных районов - по 10 сельских поселений.

Председатель ЗС Приморья также остановился на принятом во втором чтении проекте краевой целевой программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Приморском крае» на 2004-2010 годы». Программа входит в состав федеральной целевой программы и направлена на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в домах, которые не соответствуют установленным санитарным и техническим требованиям. По состоянию на 1 января 2002 года в крае насчитывается более одного миллиона квадратных метров аварийного и ветхого жилья, поэтому заложенные на текущий год 10 миллионов рублей выглядят не слишком большой суммой. По словам Сергея Сопчука, «депутаты решили действовать по принципу: «от малого к великому». В бюджете прошлого года на расселение граждан из ветхого жилья запланировали 40 миллионов рублей, но тогда еще не было целевой программы, поэтому средства нельзя было освоить. Сейчас программа есть, но ввиду ограниченности средств практически вся сумма уйдет на Находку. Затем дойдет очередь и до других му
ниципальных образований. Мой избирательный округ, например, в этом году не получит по этой программе ничего, но я отношусь к этому спокойно, надеясь на получение Октябрьским и Хорольским районами бюджетных средств на строительство в ближайшие годы».

В целом за 6 лет, на которые рассчитана программа, планируется переселить более 8,5 тысячи приморцев. Предусматривается строительство нового жилья, в первую очередь объектов незавершенного строительства, а также приобретение для переселенцев квартир на вторичном рынке. Почти все муниципальные образования Приморья уже сделали заявки по аварийному жилью на своих территориях. Предпочтение при распределении средств будет отдаваться муниципальным образованиям, имеющим собственную программу переселения из ветхого и аварийного жилья.

Наконец, внимание журналистов привлек еще один принятый закон, имеющий долгую, но благополучно завершившуюся историю. Отныне за выдающиеся заслуги в развитии края житель Приморья может быть удостоен звания «Почетный гражданин Приморского края». Награждение будет проходить накануне празднования Дня Приморского края - 20 октября. Почетное звание уже с этого года смогут получать не более пяти граждан в год, чья деятельность способствовала повышению авторитета и престижа Приморского края. К почетному званию прилагаются удостоверение и нагрудный знак. По словам Сопчука, именно процедура награждения стала причиной задержки с вступлением закона в силу: губернатор наложил на него вето, не согласившись с тем, что награду мог вручать председатель ЗС. Депутаты пошли навстречу Сергею Дарькину, наделив его единоличным правом вручения почетного знака и удостоверения, хотя и настояли на том, что процедура должна происходить на заседании краевого парламента.

Автор: Александр КАРТАШОВ, «Владивосток»