Суррогатное счастье

Каждый второй россиянин – ужасающая цифра! - не может жить без регулярной затяжки. Борясь за здоровье нации, наша страна присоединилась к международной акции “Брось курить и выиграй” с главным призом в $10000, а краевой и городской центры медицинской профилактики решили организовать конференции в рамках декадников по противодействию этой напасти. Наша же газета собрала “круглый стол”, за которым специалисты докапывались, почему, несмотря на “военные действия”, число пристрастившихся к сигарете продолжает расти.

28 май 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1563 от 28 май 2004

Каждый второй россиянин – ужасающая цифра! - не может жить без регулярной затяжки. Борясь за здоровье нации, наша страна присоединилась к международной акции “Брось курить и выиграй” с главным призом в $10000, а краевой и городской центры медицинской профилактики решили организовать конференции в рамках декадников по противодействию этой напасти. Наша же газета собрала “круглый стол”, за которым специалисты докапывались, почему, несмотря на “военные действия”, число пристрастившихся к сигарете продолжает расти.

БОРЬБА С ШИЗОФРЕНИЕЙ?

Корр.: «Сколько можно говорить о вреде курения? Например, в статье, опубликованной в американском журнале психиатрии American Joural of Psychiatry, утверждается, что никотин обладает защитным эффектом для мозга. К примеру, у людей, куривших в 18-20 лет, реже развивается шизофрения. Любое лекарство одно лечит, другое калечит…».   

Тамара Курченко, ассистент кафедры психиатрии и наркологии ВГМУ: «Впервые слышу об этих данных. Поклонник сигарет скажет вам, что у него от них повышается работоспособность. Видите: на графике, действительно, всплески - но на фоне общего снижения».

Илья Ульянов, заведующий курсом психотерапии и психологического консультирования факультета клинической психологии ВГМУ: «Табачная или фармакологическая компания может нанять группу ученых... Подобные прецеденты общеизвестны. В 60-х, когда в СССР не было мяса, поднимались вопросы о его вреде. А вообще дым этот крадет не только здоровье, но и драгоценные  минуты жизни. Потому что он обманывает. Есть сигарета – есть видимость счастья. Или ложное ощущение, что человек рядом с кем-то стоит и якобы лучше общается. Почему начинают курить, как правило, в школьном возрасте? Заниматься не больно-то чем интересно. Учебой, тем, что навязали родители? Нравится не всем. И появляются суррогатные формы заполнения времени. А открыть нечто, что приносило бы радость жизни, непросто». 

ДЫМНОЕ ВЗРОСЛЕНИЕ

Галина Халиман, заведующая отделением краевого центра медицинской профилактики: «Ежедневно 23 процента юношей-студентов пропускают через себя дым целой пачки табака, 52 процента девушек - пяти сигарет. Возраст приобщения для 33 процентов парней и 20 процентов представительниц прекрасного пола – 11 лет. С 12 до 14 - прибавляется процентов по 15».

Наталья Левченко, заместитель начальника отдела по делам несовершеннолетних УВД ПК: «Да мы же сами им говорим: подрастешь - будет дозволено многое. Независимое поведение, красивая машина, квартира. Чей-то сын или дочь мечтает о времени, когда наконец станет самостоятельным. А пока, чтобы произвести впечатление взрослого, может использовать внешние атрибуты. Вот и появляется сигарета в руках да баночка с пивом - и идет такое дитя по улице».

И. У.: «Суррогат взрослости».

Сергей Кромской, начальник отдела анализа рынков, развития конкуренции, поддержки предпринимательства Приморского территориального управления Министерства РФ по антимонопольной политике: «Мы знаем, что губернатор играет в футбол, но часто ли видим это на телеэкранах? Зато любуемся президентом США и его охранниками, совершающими пробежку по берегу моря. У американцев уже не модно курить».

ДЕНЬГИ – НА СЛАБЫХ

Корр.: «Список стран, запретивших в СМИ рекламу табака, длинный. Когда мы догоним в этом отношении, к примеру, Францию, Турцию, Польшу?».

С. К.: «Дорасти надо экономически. Сейчас в российской рекламе наибольший доход приносит как раз продвижение пива и табака, хотя оно как бы регулируется государством. К примеру, ролики и плакаты не должны демонстрировать процесс курения. А открытая пачка сигарет, из которой торчат две-три, - это ли не начало? Или человек, просто держащий тлеющее изделие в руке? Закон сейчас дорабатывается. Кроме того, процедуру рассмотрения дел по нарушению законодательства о рекламе должны переложить с руководителя антимонопольного управления на суд. Начнут копиться судебные прецеденты, проясняющие, к примеру, какие ролики “правильные”, какие нет. У одной зарубежной компании, выпускающей сигареты, я знаю программу, призванную ограничить доступ к табаку детей и подростков. А почему бы не заставлять российских рекламодателей раскошеливаться на проведение антитабачных мероприятий?».

НЕРАБОТАЮЩИЕ ЗАКОНЫ

Наталья Соловьева, врач городского центра медицинской профилактики: «Говоря о законодательной базе, мы не коснулись того, что, похоже, сигареты любой подросток может купить».

Н. Л.: «Федеральному закону об ограничении курения табака три года. Он запрещает продажу табачных изделий лицам, не достигшим 18 лет. А также не разрешает курить на работе, в городском, пригородном, воздушном транспорте, закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, культуры и помещениях государственной власти. Но применить на практике данный закон мы не можем. Причина: в Кодексе об административных правонарушениях не указаны мера ответственности за его несоблюдение и орган, который рассматривал бы подобные дела. Однако на уровне Приморья проблему может решить Законодательное собрание».

Корр.: «Кроме того, любой гражданин вправе, описав проблему, внести предложение в Законодательное собрание».

КАПЛЯ НИКОТИНА

Корр.: «А как борются с табачной зависимостью центры медпрофилактики?».

Г. Х.: «Мы готовим педагогов, медработников, которые затем проводят беседы с детьми. Еще акции, дискотеки устраиваем».

Н. С.: «Под руководством врачей городского центра ученики уголки ЗОЖ да выставки организуют, бюллетени выпускают и даже сценки театральные готовят».

Н. Л.: «Сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних всех районов города и края также проводят в образовательных учреждениях беседы с подростками».

Корр.: «Тогда вопрос к врачам: многие ваши коллеги курят?».

Ольга Ищенко, заведующая поликлиническим отделением краевого наркологического диспансера: «Среди медиков распространенность высокая...».

С. К.: «Возможно, последователи Гиппократа больше осведомлены о других пагубных вещах, и на этом фоне...».

Корр.: «Это к вопросу об эффективности вышеуказанных мер».

И. У.: «Одно дело я, взрослый человек, читаю мораль: «Курить вредно, жить половой жизнью вредно...». У нас в Центре планирования семьи с принципами ЗОЖ школьников знакомят студенты всего на несколько лет старше их…».

С. К.: «Извините, перебью. Преподаю в вузе курс рекламы. Через какое-то время после экзамена мало кто что помнит».

И. У.: «Конечно, можно, заходя в класс, гробовым голосом сообщать: «Капля никотина убивает лошадь», ставя галочки после каждой лекции… Это антиработа. Как сделать разъяснение живым?».

С. К.: «Сводите подростков на вскрытие человека, умершего от рака легких».

СИГАРЕТА - ЭТО СИМПТОМ

С. К.: «Сам не курю, но многие знакомые убеждены: бросил курить - и  вдруг вес полез вверх...».

О. И.: «На два-три процента поправляются, да. Курильщики вообще меньше едят - из-за хронической интоксикации головного мозга. Вдобавок, когда человек бросает, приводится в порядок обмен веществ. Вот и требуются временно дополнительные калории».

И. У: «Когда у человека забирают одну зависимость, нервной системе проще перейти к другому суррогату. Бросивший может пытаться употреблять больше сладостей - и такие расстройства бывают. Другой вариант - постоянное желание есть, булемия».

Корр.: «Зависимостями, как правило, компенсируются нерешенные проблемы. Вот определение здоровья по ООН: «состояние полного психического, физического, социального благополучия», а не только отсутствие травм и болезней. Может, потому вредную привычку не могут победить, что лечится не проблема, а симптом - сигареты?».

И. У.: «Если будем лишь следить за тем, курят люди или нет, то проще всех кодировать, не интересуясь, что дальше с ними происходит. Мы этот фиговый листочек – табак - у человека забрали, он перешел к другой зависимости - алкогольной или наркотической, а мы хлопаем в ладоши, что улучшили проценты. У нас, кстати, появились новые формы привязанностей - к игровым автоматам, компьютерным играм. В детстве, когда мои друзья собирали бычки, отец вытащил сигарету из своей пачки и сказал: “Хочешь - бери”. Я как-то не пожелал. А если все-таки во главу поставить самого человека и посмотреть его качество жизни? Для чего ему курение, что взамен? И получается, проблема-то большая».

Корр.: «Чтобы курение у нас пошло на убыль, нужно...».

И. У.: «Менять микроклимат в семье. Есть профессионалы, помогающие  решать невротические проблемы, школы психологического общения».

Корр.: «Ольга Васильевна, а вы каким образом лечите человека?».

О. И.: «Обязательно специалист-психолог должен работать. В большинстве случаев выясняются семейные либо другие неприятности. Но есть еще и физическая зависимость. Чтобы снять «синдром отмены», подключаем рефлексотерапию, никотинозаменяющие препараты. Должно быть сильное желание, понимание, зачем человек это делает. К примеру, директора высокооплачиваемых фирм все чаще требуют, чтоб сотрудники не страдали этой зависимостью».

Корр.: «Вы предлагаете человеку не курить, а как ему стресс снимать?».

Н. С.: «Лично я беру собаку и по лесу - бегом. Домашние животные, активный отдых, спорт, друзья – кому не доступны эти лекарства от нервного перенапряжения? Что же касается проблемы, о которой мы сегодня говорили, российское общество еще не созрело, чтобы осознать ее серьезность. При наличии стратегии можно творить чудеса, даже если ресурсов немного. Но программы по борьбе с курением в крае нет, хотя ученые ВГМУ, управление здравоохранения и ряд других ведомств планируют ее разработать. Однако в первую очередь ответственность за то, закурит человек или нет, лежит на его родителях. Кто еще может внушить ребенку, что здоровый образ жизни – это не «правильно», а выгодно?».

И. У.: «Считаю, что перед каждым - как перед личностью - возникает вопрос: «Что делать именно мне?». Лично я выбрал – не курить».

Автор: «Круглый стол» провели Надежда СОЛНЫШКО, специально для «В», отдел фотоинформации, «Владивосток»