Оптимизация как повод для пессимизма

Поездка в цветущий и по-майски благоухающий Кировский район, предпринятая депутатами Законодательного собрания (ЗС) вместе с коллегами из районных и городских дум и муниципальных комитетов, преследовала предельно благородную цель. Как помочь сельской школе, этому последнему оплоту культуры и «русского духа» на теряющих население восточных территориях страны, выполнять ее высокую миссию?

27 май 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1562 от 27 май 2004

Поездка в цветущий и по-майски благоухающий Кировский район, предпринятая депутатами Законодательного собрания (ЗС) вместе с коллегами из районных и городских дум и муниципальных комитетов, преследовала предельно благородную цель. Как помочь сельской школе, этому последнему оплоту культуры и «русского духа» на теряющих население восточных территориях страны, выполнять ее высокую миссию? Что делают и что могли бы  сделать для поддержки школы местные власти? Насколько законодательная база соответствует новым реалиям «возвращения государства в школу», когда число учителей и школьных зданий жестко привязывается к сокращающемуся числу учеников? Ответы на эти вопросы искали все заинтересованные стороны в течение двухдневного семинара-совещания Совета представительных органов местного самоуправления при ЗС ПК, состоявшегося в поселке Горные Ключи.

КОМПЛЕКСЫ ПОЛНОЦЕННОСТИ

Своеобразным событийным эпиграфом к депутатскому «консилиуму», проведенному под гостеприимной крышей санатория «50 лет Октября», стало путешествие по залитым водами Уссури полям Кировского района в село Преображенка. Вереница автобусов и легковушек с участниками совещания остановилась у беспрецедентного для Приморья образовательного комплекса Преображенки, состоящего из детского дома и школы. Оставшееся в наследство от благополучных 80-х годов здание расположено на просторном дворе, где уместились и ряды вскопанных грядок, и хоккейная площадка с именем губернатора Сергея Дарькина на борту. Все здесь радовало глаз своей чистотой и ухоженностью, включая собственно детей. 

В Преображенском школьном комплексе обучаются 130 учеников, в том числе 40 воспитанников детского дома, созданного вместо детского сада, в который с середины девяностых годов стало некого водить из-за тотального падения рождаемости. Как известно, в последние два-три года рождаемость в Приморье медленно, но верно растет, поэтому вскоре возможен обратный процесс – воссоздание дошкольных учреждений. Большинство из них, к сожалению, бездарно утрачены при сбрасывании ведомственных детсадов с балансов бывших колхозов и совхозов. Но только не в Кировском районе. Глава районной администрации Валентина Мухамедиева до победы на трехлетней давности муниципальных выборах более десяти лет руководила местным районо, и боль за рассыпающуюся на глазах систему образования заставила изобретать свои «ноу-хау». Из 33 образовательных и дошкольных  учреждений района 13 являются комплексными, объединяя, как правило, школу и детский сад либо интернат.

«Уверена, что сейчас сельская школа выполняет не только обучающую, но социальную функцию. Горький опыт показывает, что если в селе закрывается школа, оно со временем умирает. Весь наш прирост рождаемости достигнут только за счет тех населенных пунктов, где школы сохранились. Там, где их нет, не родился за эти годы ни один ребенок», - поделилась наболевшим Валентина Николаевна.

Ее выношенное годами убеждение в том, что именно школа остается жизнеполагающим началом социальной жизни на селе, подкрепляется кировской статистикой: из 24 тысяч жителей района ровно четверть имеет прямое отношение к народному образованию – это либо ученики, либо учителя. В Кировском районе, как нигде в крае, высока доля расходов муниципального бюджета на эту сферу - 55 процентов. Участников семинара из числа работников сельских районов в первую очередь волновало: откуда берутся деньги на продукты, об изобилии коих свидетельствовали упитанные лица воспитанников и персонала, кто платит за горючее для школьного автобуса, на какие средства куплены новые двойные матрасы и одеяла в спальных помещениях, а также бесчисленная стая больших и дорогущих мягких игрушек?

Валентина Мухамедиева не скрывала от гостей, что питание воспитанников из расчета 62 рубля в день оплачивает краевая администрация – так же, как и зарплату учителям. Краевой бюджет также взял на себя весь мягкий инвентарь: «Этого добра у нас теперь больше, чем нужно, куплены даже ковры на стены в спальнях. Но беда в том, что мы не имеем права переориентировать целевые средства, например, на кухонное оборудование – плиты и холодильники, которых здесь недостает», – призналась Валентина Николаевна.

ДОЗИРОВАННАЯ ЩЕДРОСТЬ ГОСУДАРСТВА   

Депутат ЗС по Кировскому и Спасскому районам Николай Морочек высоко оценил усилия и достижения администрации Мухамедиевой в области образования, позволившие выделиться в лучшую сторону на фоне других территорий края. Тем не менее он признал, что комплексы, подобные Преображенскому, создаются не от хорошей жизни. «Как выход из безвыходного положения, в котором оказалась сельская школа в условиях краха агропромышленного производства, это просто здорово», – уверен Николай Николаевич.

Подобную же оценку высказал с трибуны совещания и.о. руководителя департамента образования краевой администрации Константин Межонов. По его словам, создание разного рода комплексов на селе предусмотрено концепцией развития образования в Приморье. Вокруг школы, этого своеобразного «градообразующего предприятия» для ведущего натуральное хозяйство села, формируется социально-культурная инфраструктура. Например, существуют варианты «школа-библиотека» или «школа-клуб», «школа-агрофирма» и «школа-учительский дом».

Константин Анатольевич рассказал и о других сторонах реформы школы. А начал он с 2001 года, когда президент Владимир Путин провел Госсовет по проблемам образования, на котором было провозглашено «возвращение государства в школу», которая при Ельцине была отдана муниципалитетам, редко способным ее содержать. Ключевые слова реформы – реструктуризация и оптимизация, под которыми подразумевается сокращение числа учебных заведений до некоего оптимального количества, за счет чего средства перераспределяются оставшимся школам. Необходимость реформы объясняется прежде всего демографией: по словам Межонова, с 1996 года число учеников в крае сократилось с 320 тысяч до 240, то есть ровно на четверть. Закрытие малокомплектной части школ компенсируется обеспечением подвоза учеников, отсюда – губернаторская программа «Школьный автобус» (в Кировском районе 6 школьных автобусов, в том числе пять поступили уже при Сергее Дарькине).

Депутат ЗС Николай Морозов пояснил корреспонденту «В», что Тихоокеанский центр стратегических разработок при создании концепции реформы среднего образования в крае исходил из общемирового опыта. «Все видели в кино американские школьные автобусы. Богатые американские муниципалитеты предпочитают возить детей в одну большую школу, чем строить несколько маленьких. По подсчетам специалистов краевой администрации, затраты на обучение одного ученика в малокомплектной школе где-нибудь в Тернейском районе сопоставимы с затратами на его обучение, например, в Англии. Концентрация образовательного процесса позволяет повысить уровень его обеспечения. Концепция предусматривает создание крупных учебных центров, оснащенных компьютерными классами и прочим современным оборудованием, доступным далеко не каждой городской школе», - подчеркнул Николай Морозов. 

ВОЗИТЬ ИЛИ НЕ ВОЗИТЬ?

Государственная точка зрения была подвергнута на совещании критике с муниципального уровня. Как подытожил председатель Законодательного собрания Сергей Сопчук, «к оптимизации, которая означает то же самое, что и закрытие, нужно относиться предельно осторожно». Наиболее резко высказалась Валентина Мухамедиева: «Я категорически против подвоза учеников. Один автобус обслуживает два-три села, поэтому несчастные первоклашки в 7 утра отправляются в путь, а возвращаются домой около четырех дня, дождавшись, пока закончат занятия старшеклассники. О каком качестве обучения можно говорить? Реструктуризация или оптимизация, суть одна – закрыть школу и на этом сэкономить. Но это не та отрасль, на которой можно экономить. Закрывать малокомплектные школы нельзя, потому что это то же самое, что в течение нескольких последующих лет уничтожить населенный пункт. Советская система образования обеспечивала нашим ученикам только первые места на международных олимпиадах, а теперь они достаются школьникам из КНР, где реформировать созданное по советским канонам образование не спешили. В селах края сохранился костяк педагогов еще той, советской закалки, они работают по традиционным методикам, нужно сберечь этот потенциал». Остается только добавить, что китайцы занимают наши места не только на олимпиадах, они вполне могут заполнить и пустеющие деревни.

Автор: Александр КАРТАШОВ, «Владивосток»