Фамильные тайны

Грустная истина демократии состоит в том, что избиратель не знает, за кого голосует. Чужая душа - потемки, и приходится доверяться сомнительной предвыборной агитации и разоблачениям соперников. Между тем до выборов осталось чуть больше месяца, и пора определяться. Сегодня мы предлагаем приподнять завесу неизвестности над личностями кандидатов не совсем научным методом: пусть за кандидата говорит его фамилия. Скажем сразу: происхождение фамилий нескольких из претендентов (Елены Приеменко, Юрия Мараховского и Владимира Гильгенберга) для нас так и осталось темным лесом.

27 май 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1562 от 27 май 2004

Грустная истина демократии состоит в том, что избиратель не знает, за кого голосует. Чужая душа - потемки, и приходится доверяться сомнительной предвыборной агитации и разоблачениям соперников. Между тем до выборов осталось чуть больше месяца, и пора определяться. Сегодня мы предлагаем приподнять завесу неизвестности над личностями кандидатов не совсем научным методом: пусть за кандидата говорит его фамилия. Скажем сразу: происхождение фамилий нескольких из претендентов (Елены Приеменко, Юрия Мараховского и Владимира Гильгенберга) для нас так и осталось темным лесом. Так что будем рады подсказке сведущих людей. И еще: пока мы проводили этимологические исследования, закончился срок подачи документов в избирком для регистрации. Добрая половина выдвинувшихся, не успевшая представить залог или подписные листы, с дистанции сошла. Но мы все-таки решили не вычеркивать их отсюда: и фамилии среди неудавшихся кандидатов встречаются интересные, и свое место в истории выборов владивостокского главы они худо-бедно заняли.

1. Владимир Батурин, пожелавший сменить стены ДВГАЭУ на стены соседней с вузом мэрии, обладает довольно экзотической фамилией. У специалистов нет единого мнения о ее происхождении: в тульских говорах встречается слово «батура» в значении «каланча, вышка, башня, крепость, городок», а вологодцы называли батурами упрямцев, непослушных, упорных людей. По-рязански «батурить» означает «упрямиться, кобениться, ломаться», а на родине такого видного политика, как Ленин, этот глагол означал «таранить» или «тащить что-то тяжелое». Например, лямку предвыборной кампании. Хотя есть и иная версия - в середине XVII века единодержавным правителем Ойратского ханства был некий Батур-Хунтайджи, который стремился всячески развивать отношения с Россией.

2. Электромеханик Анатолий Демидов мог получить свою фамилию от производных форм имен Дементий (лат. - «укротитель»), Демид или Диомид (от греческого «совет божий») и Демьян (от греческого «покоритель»). С другой стороны, диалектный глагол новгородцев и тверичей «демить» значит «лукавить, обманывать». Так что тут, похоже, массовой поддержкой избирателей не пахнет.

3. Фамилия Дмитриев занимает в списке самых распространенных фамилий, составленном известным исследователем Борисом Унбегауном, 20-е место. В ее основе - церковное мужское имя Димитрий (Дмитрий), то есть «относящийся к Деметре», богине плодородия. Какие плоды такая этимология принесет бывшему участковому милиционеру - судить не беремся.

4. Копыловых среди выдвинувшихся в мэры набралось четверо, и все - Юрии. Видимо, в генах носителей этой фамилии заложена неистребимая тяга к вершинам муниципальной власти. И неудивительно - «копылом» в русском языке, если верить Далю, называли нечто вертикальное (брусок, соединяющий полозья с кузовом саней, стояк и т. п.). Бытовало выражение «копылом торчать» - быть на виду, возвышаться не к месту. Кроме того, копылом называли гордого, упрямого, неуступчивого, а в смоленских говорах - и угрюмого человека.

5. Не все ясно с фамилией гендиректора ОАО «АКСО» Юрия Корсакова. В тюркском языке корсаками называли степных лисиц. В то же время известен литовский род Корсак, от которого пошли многие Корсаковы, ставящие ударение на первом слоге. В этом случае корни тянутся к балтийскому племени корсь. Владимир Даль предлагает и третье толкование слова «корсак» как общего названия мух и всяческого гнуса.

6. Депутат ЗС Николай Марковцев, вероятно, числит свою родословную от некого предка по имени Марк (лат. - «родившийся в марте» либо «слабый, вялый»), Маркелл («воинственный») или Маркиан. Кроме того, на латыни «маркус» означает «молоток».

7. Фамилия пенсионера Владимира Мурашова, регулярно и безуспешно участвующего в избирательных кампаниях разного уровня, может происходить от мураша, то есть муравья. Муравьями иногда называли физически небольших людей. В некоторых говорах, помимо того, мураш - крестьянин, занимающийся оптовой торговлей.

8. Носители фамилии Николаев представлены в списке претендентов очень основательно: двумя Владимирами Викторовичами, Светланой Леонидовной и Артуром Владимировичем. Эта фамилия происходит от канонического имени Николай (с греческого - «победитель народов», из этой же оперы богиня победы Ника и др.) и его производных. С такой фамилией грех не идти в мэры!

9. А вот депутат-рыбак Александр Передня обладает не очень понятной фамилией. Возможно, она пошла от слов, означающих первого («переднего») ребенка в семье. Неизвестно, как в семье, а в списке фаворитов Александр Александрович пока явно не первый. Хотя лиха беда начало.

10. В основе фамилии Анатолия Самофала, вероятно, лежит прозвище или некрестильное имя Самохвал - хвастун, бахвальщик (Даль). По другому предположению, необычная фамилия происходит от слова «фаля» - простак, невежа, болтун, пошляк. Нам все-таки больше по душе первая версия…

11. Слово «череп» в русском языке раньше связывалось не только с головой животного или человека. У Владимира Даля череп - твердое тонкое покрытие, панцирь черепахи, раковина улитки, крыша дома (отсюда «черепица»). Череп, черепок - это еще и глиняный горшок. Так что решайте сами, от какого слова происходят фамилии обоих выдвинувшихся в мэры Викторов Черепковых. Как говорится, хоть горшком назовись…

12. Депутат гордумы Александр Юртаев, первым поспешивший заявить о своем выдвижении, задал фамилиеведам «В» серьезную задачу. Результаты нашего поиска таковы: у башкир и калмыков существовало слово «юрта» с ударением на последний слог. На Дону, кроме того, казачьи станицы делились на так называемые юрты (юрт - хутор с землей, а на Тамбовщине - дом, двор, жилище). Так что корни депутата нужно искать где угодно, но только не в Приморье.

Автор: Изучением родовых древ занимался Василий АВЧЕНКО, Андрей ВОЛКОВ (рис.), «Владивосток»