Место встречи изменить нельзя

Недавний сенсационный визит премьер-министра Японии Дзюнъитиро Коидзуми в КНДР и его переговоры с северокорейским лидером Ким Чен Иром могут иметь не менее сенсационное продолжение, причем напрямую касающееся Владивостока. Об этом уже сообщила на днях одна из ведущих и авторитетных национальных японских газет «Майнити».

27 май 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1562 от 27 май 2004

Недавний сенсационный визит премьер-министра Японии Дзюнъитиро Коидзуми в КНДР и его переговоры с северокорейским лидером Ким Чен Иром могут иметь не менее сенсационное продолжение, причем напрямую касающееся Владивостока. Об этом уже сообщила на днях одна из ведущих и авторитетных национальных японских газет «Майнити».

Как известно, одной из главных тем переговоров Коидзуми в Пхеньяне стала судьба граждан Японии (в основном юношей и девушек), похищенных в 70-80-х годах прошлого века северокорейскими спецслужбами. Похищенные использовались в КНДР как инструкторы в обучении японскому языку, манерам поведения и прочим навыкам. В последние годы японские власти предприняли немало дипломатических усилий, чтобы вернуть своих людей на родину. Более того – северокорейцы признали ответственность за похищение 13 человек, одновременно сообщив, что 8 из них за прошедшие годы погибли или умерли. 5 оставшихся власти КНДР отпустили, однако при этом оставив у себя их восьмерых родственников.

Вот за ними-то, собственно, и приезжал в Пхеньян Коидзуми. Шестеро родственников – это дети, родившиеся у похищенных японок в браках с северокорейцами. Еще двое – это отдельный, очень интересный и чрезвычайно запутанный случай.

Коротко он звучит так. В январе 1965 года сержант вооруженных сил США Чарльз Ричард Дженкинс в составе 8-го десантного полка нес службу в Южной Корее, патрулируя демилитаризованную зону на границе с КНДР. Во время одного из дозоров Дженкинс отправился осмотреть подозрительные кусты и пропал. Возможно, его, как и японцев, похитили северокорейские спецслужбы, возможно, он дезертировал сам. Характерно, что американское военное командование полностью приняло вторую версию и в США на Дженкинса заведено дело.

Позднее Дженкинс (ему сейчас 64 года) женился в КНДР на похищенной японке Хитоми Сога (ей 45 лет). У них родились две дочери. Пару лет назад по настоянию японской стороны Сога была отпущена в Японию. Ее муж и дочери остались в Северной Корее. Вызволить их – это и было для Коиздуми самой тяжелой задачей. Особую сложность ей придает тот факт, что бывший сержант вполне обоснованно боится, что появись он в Японии, как немедленно будет арестован японской военной полицией и доставлен в США, где ему еще придется доказывать, что никакого дезертирства не было.

И все-таки японскому премьеру удалось добиться почти невозможного. Была достигнута договоренность о том, что Дженкинс с дочерьми смогут выехать в третью страну (при этом активно обсуждался вариант Пекина), где встретятся с Сога и решат свое будущее.

Однако в последние дни в японском правительстве возобладало мнение о том, что «в Китае сильно влияние Северной Кореи, поэтому поступки и высказывания Дженкинса и других лиц будут ограничены», - подчеркивает «Майнити».

Именно поэтому начиная с минувшего понедельника в японских правительственных кругах активно обсуждается идея о том, чтобы предложить северокорейской стороне в качестве места встречи Чарльза Дженкинса, дочерей и Хитоми Сога город Владивосток. Готовя такое предложение, МИД Японии изучил ситуацию с наличием договоров о выдаче преступников между США и другими странами; поскольку у России с США нет договора о выдаче преступников, встреча Дженкинса с женой может пройти без опасных последствий. Японскую сторону привлекает и тот факт, что между Владивостоком и Ниигатой (где живет госпожа Сога) и Владивостоком и Пхеньяном существует прямое воздушное сообщение.

«Майнити» пишет, что в ближайшее время МИД Японии уточнит намерения госпожи Сога и будет проводить согласование между Дженкинсом и соответствующими службами Северной Кореи и России. Говоря о предположительных сроках встречи, представитель японского МИДа сказал: «Мы хотим провести ее как можно быстрее, однако и госпоже Сога, и всем сторонам надо подготовиться, поэтому на этой неделе физически невозможно». Представитель МИДа дал понять, что самый ранний срок проведения этой встречи – первая декада июня.

Вчера утром корреспонденты «В» связались с представительством МИДа РФ во Владивостоке. Его сотрудник с некоторым удивлением сообщил, что в первый раз слышит о такой перспективе, однако добавил, что за уточнениями лучше обращаться в пресс-департамент МИДа в Москве, так как на местном уровне подобную информацию комментировать не могут.

А в Генконсульстве Японии во Владивостоке нам сказали, что статью в «Майнити» они прочли, но официальная информация к ним пока не поступала.

«В» продолжает следить за развитием событий.

Автор: Служба оперативной информации «В»