«Цунами» на проспекте Красоты, или Заметки с архитектурной выставки

Каждая новая градостроительная выставка “Город”, в этом году при непосредственном участии краевых властей она проводится во Владивостоке уже в десятый раз, – это без всякого преувеличения событие. А сейчас, когда строительный бум стал приметой времени, – событие особой важности.

25 май 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1560 от 25 май 2004

Каждая новая градостроительная  выставка “Город”,  в этом году при непосредственном участии краевых властей она проводится  во Владивостоке уже в десятый раз, – это без всякого преувеличения событие. А сейчас,  когда строительный бум стал приметой времени, – событие особой важности.

В  городе нашенском (в этой публикации речь пойдет о Владивостоке) этот бум  нередко сравнивают с девятым валом. Краевой центр  развивается так стремительно и бурно, что корректировка генплана безнадежно запаздывает, транспортные развязки пока еще  “завязаны” в гордиев узел проблем, зоны зеленых насаждений исчезают под натиском новостроя буквально на глазах, а историческая застройка уплотняется так молниеносно, что, похоже, старый город мы вскоре сможем увидеть лишь на открытках.

Вот почему, отправляясь на очередную архитектурную выставку, в глубине души надеешься: вот теперь-то зодчие непременно предложат что-нибудь особенное,  чтобы город имел  достойный современный вид, сохраняя при этом свой собственный, давно сложившийся неповторимый стиль.

Скажем сразу, на выставке “Город-2004” было  на что посмотреть, архитекторы представили здесь немало проектов оформления и застройки улиц, реконструкции городских зданий и площадей. Не претендуя на всеохватность темы и тем более на истину в последней инстанции, мы постарались взглянуть на выставку глазами  рядового горожанина: понравилось – не понравилось.

РОЛЛЕРДРОМ – ВСТАНЬТЕ С НОГ НА ГОЛОВУ!

У студентов  кафедры дизайна  ВГУЭС на выставке “Город-2004” был  дебют. И можно сказать, он удался. Большинство из  десятка впервые представленных здесь студенческих работ вызвали пристальное внимание жюри, не говоря уже о восторженных отзывах посетителей  выставки: яркостью творческой идеи, высоким качеством исполнения.

Кафе “Цунами” (эскизный проект студента 4-го курса Александра Братухина, руководители В. Вольтер, Н. Прокурова) хоть сегодня можно “прописать”  на проспекте Красоты или  по любому другому нагорному адресу, откуда открывается прекрасный обзор:  на море, город – с высоты  птичьего полета. Кафе компактно (на 70 мест), оригинально в исполнении – за основу дизайна взят стилизованный гребень морской волны. Одна из его стен – стеклянная: за ней живая картина города.

Когда смотришь на этот проект, невольно вспоминается  ресторан “Поплавок”, увы, давно почивший в бозе, а жаль – оригинальных уютных уголков отдыха во Владивостоке по-прежнему очень мало. “Поплавок” был вынесен в море, в районе ст. Океанская, и когда доводилось туда попасть,  чувствовал себя на острове, а в распахнутые огромные окна залетали чайки.

“Цунами” – это своего  рода закрытая видовая площадка, где можно  полюбоваться прекрасной панорамой, сидя за уютным столиком экзотического японского ресторанчика, как предлагает автор. Думается, желающих побывать в таком чудо-кафе нашлось бы предостаточно.

А пятикурсница Екатерина Алексенко (руководители М. Козинцева, Г. Игнатов) предлагает совершенно другой вид отдыха – экстремальный. Ее работа -  роллердром, или, проще говоря, роликовая дискотека.

Идея роллердрома – долой скучную жизнь, да здравствует кураж! Здесь действительно есть чем себя занять: проездной тоннель, экстремальная зона, несколько фитнес-площадок, кафе. Первый этаж отдан фанатам роликов, второй, открытая площадка, - для тех, кто хочет понаблюдать за экстремалами.

Слоган “С ног – на голову!”, родившийся во время работы над проектом,  нашел отражение в решении интерьера: вход в роллердром находится на втором этаже, а все пространство  построено по принципу постепенного открытия.

Прекрасно, по-современному стильно, просторно и комфортабельно  выглядит на эскизном проекте Анны Прокудиной и Алены Кобышевой (5-й курс) реконструированное и перепланированное здание аэровокзала на ул. Русской. В свое время  в силу ряда причин его  не смогли достроить так, как задумывал  архитектор. Студентки решили восполнить пробел и украсить город еще одним оригинальным зданием.

Конечно, это лишь эскизные проекты,  от них до реального, воплощенного в жизнь объекта -  дистанция огромного размера. Но сколько идей: смелых, оригинальных и, согласитесь, толковых! Думается, профессионалы, руководители архитектурных мастерских здесь наверняка кого-нибудь присмотрят себе в коллеги. Тем более что размещались они по соседству.  Что касается проектов мэтров архитектуры – как раз они сегодня очень быстро воплощаются в жизнь, но при этом не всегда однозначно воспринимаются горожанами.

НА ФОНЕ ЛЕНИНА И “ДОМИК” ВЫРАСТАЕТ… В 10 ЭТАЖЕЙ

Надо сказать, что большая часть представленных на выставке архитектурных проектов посвящена новым торговым комплексам, элитному жилью, культовым сооружениям – своеобразный “графический” срез нашей сегодняшней жизни. Это торговый комплекс “Семеновская галерея” на  Океанском проспекте, 9-11, универсальный центр общественных услуг на ул. Шефнера, 2 (ООО “Архитектурный фонд). Теннисные корты с двухэтажной парковкой на 285 мест в районе пр. 100-летия Владивостока (Приморгражданпроект). Жилой комплекс элитного класса на пр. Острякова (ООО «Архитектурный фонд»), где вместо привычных подъездов с лестнично-лифтовыми узкими “клетками”, в силу принадлежности к элитному классу, предлагается  большой холл-вестибюль с многообразными общественными функциями, двухуровневая парковка в цокольном этаже и т. д.  Реконструкция магазина “Изумруд”, которая предусматривает объединение его с магазином “Фарфор” в единый торговый комплекс (компания “Аркс”). Храм-часовня святого апостола Андрея Первозванного в районе б. Тихой (ОАО «ДНИМФ»). Гостиничный комплекс “Интурист” на м. Бурном (Приморгражданпроект).

Среди общественно значимых проектов безусловно большой интерес и немалые споры  вызывают два: реконструкция центральной площади Владивостока (Приморгражданпроект) и архитектурное предпроектное предложение - многофункциональный общественно-коммерческий комплекс на привокзальной площади (главный архитектор проекта Н. Фоменко).

Мы остановимся на последнем. Как стало известно со слов архитекторов, недавно прошел конкурс проектов на застройку привокзальной площади, в котором приняли участие ряд архитектурных организаций. Увы,  в очередной раз это было сделано тихо, келейно, без всякого общественного обсуждения.

При том, что  привокзальная площадь не только визитная карточка Владивостока. Это исторически значимое место, где находятся два памятника федерального значения – железнодорожный вокзал и памятник В. Ленину, как бы мы к последнему ни относились.  А еще это любимое, по-особому родное место для всех без исключения владивостокцев. Поэтому оно требует предельной внимательности, архитектурного такта и таланта в разработке  концепции этого участка старого города.

Немаловажная деталь - заказчиком этого проекта выступает ООО “Купава”. Получается, что от  выбора компании, ее вкуса и коммерческих запросов будет зависеть, как станет выглядеть наша привокзальная площадь в будущем. Пока “Купава” остановилась на архитектурном предпроектном предложении Н. Фоменко и его коллег.

Что же они предлагают?

На  месте, где сегодня размещается  здание поликлиники, и на прилегающей соседней территории, вплоть до ул. Посьетской, “посадить” 10-этажный многофункциональный коммерческий комплекс. На памятник Ленину никто не покушается, он останется  на прежнем месте, рядом будет оборудована территория отдыха. Под площадью предлагается  разместить большие торговые помещения, а также подземную автостоянку. В непосредственной близости от железнодорожного вокзала также обозначена 2-уровневая автостоянка на 300 мест.  Для удобного и безопасного пересечения  ул. Алеутской архитекторы запланировали  подземный переход. А проблему пешеходной территории со стороны ул. Алеутской предлагают решить  таким образом: пешеходный поток “приподнять” на отметку пересечения ул.

1-й Морской и Алеутской со спуском у магазина “Алгос”, используя пространство под пешеходной площадкой  для въезда на подземную автостоянку.

Хочется сказать, пока  мы довольно внимательно  рассматривали этот проект, ни одного доброжелательного отзыва от посетителей выставки на его счет не услышали. А вот что  думают по  поводу новой концепции привокзальной площади архитекторы-профессионалы.

Анатолий Мельник, главный архитектор ООО “Архитектурный фонд”:

- Привокзальная площадь сейчас формируется заново,  город – это постоянно развивающийся организм. Мы тоже принимали участие в конкурсе и выразили свое отношение к этому вопросу. Скажу сразу, практически все архитекторы  в своих проектах предлагают разместить на площади высотное здание. Это ритм времени, который диктует новый масштаб застройки. Уходит в прошлое постулат, требующий  при проектировании “привязываться”  к уже существующей застройке. Другое дело, как практически это сделать, как вписать его в существующее  пространство. Это не значит, что можно делать все что хочешь. Но зарубежный архитектурный опыт показывает, что даже в таких всемирно известных городах, как Лондон, Париж, Вена, предлагаются и осуществляются новые, во многом спорные проекты застройки. Это современная практика. Я убежден,  мы не должны строить в наше время такие же здания, какие строили много лет назад.

А вообще  для начала на привокзальной площади надо  грамотно решить весь транспортно-пешеходный узел проблем. А это напрямую связано с проектом детальной планировки полуострова Шкота, его транспортной схемы. Сейчас такую корректировку  ведет Приморгражданпроект.

Анна Мялк, начальник отдела сохранности объектов культурного наследия филиала ГУ «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» Министерства культуры РФ по Дальневосточному федеральному округу:

- Если даже отвлечься от того,  что на привокзальной площади находятся два памятника истории федерального значения, следует сказать, что существует определенная композиция  застройки площади: масштаб, соотношение свободных и заполненных пространств и т.д. Такое планировочное решение самой площади должно непременно сохраняться -  это  историческая часть Владивостока. То, что здесь собираются «соорудить», выходит прежде всего за все рамки закона. Строительство нового громадного комплекса предусматривает снос здания поликлиники. Оно дореволюционной постройки, входит в историческую среду  и  должно остаться  со своим лицом.

Привокзальная площадь, безусловно, требует благоустройства, возможно, частичной реконструкции, но при  этом не должна быть нарушена «атмосфера» пространства, аромат этого места,  масштаб его застройки.

Будущий облик площади нужно определять на расширенном градостроительном совете, привлекая для широкого обсуждения горожан.

Вот такие  разные точки зрения. Пусть они послужат началом общественного обсуждения. А в том, что сделать это необходимо, – сомнений, думается, ни у кого нет.

Ждем ваши мнения и предложения. Наш адрес: г. Владивосток, Народный пр., 13, редакция газеты “Владивосток”, с пометкой “Привокзальная плошадь”. Конт. Тел. 415-670. E-mail: [email protected]

Вместо послесловия. Мэра Владивостока на открытии архитектурной выставки «Город-2004» не было.

Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»