Александр Городницкий: Живи и удивляйся, Владивосток! Конца света не будет!

14 мая в Доме офицеров флота со своим единственным концертом во Владивостоке выступил один из патриархов русской авторской песни Александр Городницкий. Зал был полон, встречали живую песенную легенду России наши земляки прекрасно. Ведь у него здесь не только масса поклонников всех возрастов, но и множество старых друзей, с которыми он работал в морских научных экспедициях. В одной из них, на научно-исследовательском судне «Дмитрий Менделеев», работал и автор этих строк, который там и познакомился с «лучшим поэтом среди геофизиков и лучшим геофизиком среди поэтов», как называли его еще четверть века назад друзья и ученики.

25 май 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1560 от 25 май 2004

14 мая в Доме офицеров флота со своим единственным концертом во Владивостоке выступил один из патриархов русской авторской песни Александр Городницкий. Зал был полон, встречали живую песенную легенду России наши земляки прекрасно. Ведь у него здесь не только масса поклонников всех возрастов, но и множество старых друзей, с которыми он работал в морских научных экспедициях. В одной из них, на научно-исследовательском судне «Дмитрий Менделеев», работал и автор этих строк, который там и познакомился с «лучшим поэтом среди геофизиков и лучшим геофизиком среди поэтов», как называли его еще четверть века назад друзья и ученики.

Мы выросли на песнях Александра Городницкого, которые давно уже живут своей собственной жизнью, их поют, когда весело, их слушают, когда грустно. На сегодня их у него уже более двухсот и более двух десятков книг стихов и художественной прозы. А еще Городницкий  -  академик Российской академии наук, автор более 300 научных работ. Поговорить со старым знакомым удалось недолго – в перерыве между отделениями концерта…...

- Александр Моисеевич, вы и океанолог, и поэт, и искатель легендарной Атлантиды. Так что же все-таки из этих трех ваших ипостасей первично?

- Первична, наверное, все-таки наука. Науку я, несмотря на то, что мне уже 71 год, не бросил и бросать не собираюсь, потому что очень привязан к своей работе. Я считаю, что мне в жизни удивительно повезло:  всю жизнь я занимался любимым делом. Мне нравится и геофизика, и океанология, мне интересно то, что я делаю. И в других странах мира меня знают только как ученого, там известна моя монография, вышедшая в Америке, научные труды, статьи об Атлантиде, которую я искал столько лет. Русские эмигранты, например в Германии, конечно, слышали мои песни, но для немцев я только «герр профессор».

- Если вы сами заговорили об Атлантиде, то откройте секрет, нашли вы ее все-таки или нет?

- Говорить о том, что кто-то «нашел» Атлантиду, можно будет только после того, как теория будет подтверждена практикой. На этот счет у меня имеется свое мнение. Еще в начале 90-х годов при испытании нового водолазного колокола на подводной горе Ампер, расположенной в 500 км от Гибралтара, на глубине 90 метров мы наткнулись на непонятные творения то ли человека, то ли природы. Нам удалось доказать, что вся горная гряда Хосшу, в которую входит Ампер, образовалась на поверхности океана семь миллионов лет назад, а затем по неизвестным причинам ушла под воду. Я не уверен, что члены нашей экспедиции видели развалины древнего города, но настаиваю на том, что Атлантиду нужно искать именно там. Атлантида – это не праздное любопытство и не просто романтика, и если будет доказано существование Атлантиды, то это в корне перевернет наше представление о развитии человечества и прольет свет на существование других древних цивилизаций. Пока вопрос остается открытым, но в ближайшее время я собираюсь привлечь к продолжению пои
сков своих немецких коллег.

- Александр Моисеевич, гибель Атлантиды является одной из величайших катастроф на нашей планете. Но за последние годы увеличилось количество предсказаний различных астрологов и ясновидцев о том, что подобное вот-вот повторится. Что вы, как ученый-геофизик и как специалист по Атлантиде, можете на этот счет сказать нашим читателям?

- Хочу сказать, что подобные эсхатологические идеи, всевозможные предсказания о конце света, охотно подхватываемые прессой, не имеют под собой никаких оснований. Это относится и к внезапным магнитным инверсиям, и смещениям земной коры, и к озоновым дырам, которые зияют в атмосфере. Исследования показывают, что озоновые дыры в ионосфере существовали задолго до человека, появлялись без всякого его участия и затягивались также сами собой вследствие естественных причин, к человеку ни малейшего отношения не имеющих. В жизни планеты удельный вес антропогенного влияния ничтожен, и я хотел бы успокоить владивостокцев на этот счет. С планетой нашей все в порядке, и глобальными катастрофами она нам не грозит. Главной опасностью представляется мне опасность глобальной войны.

- Последнее время ваши высказывания в прессе и на телевидении все чаще и чаще касаются антивоенной темы и тем международной политики. Мы знаем Городницкого как барда, как ученого. А что вы скажете о Городницком как о политике?

- В политизированном обществе человек не может быть полностью аполитичным. Каждый человек обязан иметь свою конкретную точку зрения на все политические события. Но быть профессиональным политиком - это, по-моему, самое скверное из занятий. Поэтому Городницкого-политика не будет никогда. И даже не стоит об этом говорить.

- Александр Моисеевич, о вашей веселой стихотворной переписке с вашим другом Игорем Губерманом знают многие.  Всем также известно, что вы - человек юмора и мастер розыгрышей. Расскажите, пожалуйста, читателям о каком-нибудь из них.

- Олег, извини, но мне уже пора на сцену. Ты ведь и сам, насколько я помню, участник нескольких таких розыгрышей. Поэтому в окончание нашей беседы я хотел бы просто пожелать читателям газеты «Владивосток» и всем жителям Владивостока всего самого доброго. Пусть не теряют «умения удивляться»! А о каком-нибудь розыгрыше расскажи им сам…

* * *

КАК ГОРОДНИЦКИЙ ГОТОВИЛ "ЖЕРТВУ НЕПТУНУ"

В одной из морских экспедиций, где мы работали с Александром Городницким, у меня страшно разболелся зуб. Терпеть сил уже не было, и я таки решился его удалить. По пути к врачу заглянул в лабораторию Городницкого. Там находились сам Александр Моисеевич и известнейший и  талантливейший советский кинорежиссер и сценарист, ныне уже покойный, Савва Кулиш, который  набирал в этой экспедиции информацию для очередного своего киносценария.

Городницкий знал о моей беде и потому при моем появлении сразу спросил: «Идешь?». «Иду!» - обреченно ответил я.

Десятью минутами позже, когда я, уже радостный, появился в лаборатории с ватой за щекой и зажатым в кулаке зубом, Александр Моисеевич спросил: «Ну и как?..». Я молча показал ему большой палец, оценивая мастерство нашего судового доктора. «О! Тогда я сейчас буду!» - заявил присутствующим Городницкий и скрылся за дверью.

Еще через десять минут он опять появился в лаборатории - с зажатым в кулаке зубом и ватой за щекой. Глаза его сияли.

«Мужики! А что это вы все хором зубы дергаете?» - с интересом стал вникать в ситуацию Савва Кулиш.

«Понимаешь, - начал сквозь вату Городницкий, - существует старое морское поверье, что если на экваторе, который, кстати, будем пересекать завтра, бросить за борт свой зуб, то есть принести свою телесную жертву Нептуну, то тогда тебе никакая вода по жизни страшна уже не будет. Никогда не утонешь, хоть за борт тебя среди моря выбрасывай». Городницкий замолчал и занялся какими-то делами на своем столе.

Я осторожно оглянулся на Кулиша. Вид у него был достаточно комичный. Песняровские висячие усы его обвисли еще больше, задумчивый взгляд блуждал где-то вверху, и было видно, как сосредоточенно и внимательно он ощупывает языком у себя во рту собственные зубы, подыскивая среди них потенциальную «жертву Нептуну».

Ну, не хватило мне серьезности! Схватившись за живот, загоготал во все горло. Городницкий тоже расхохотался. А потом, повернувшись ко мне,  сквозь смех выдавил: «Олег, ты что, в коридор выйти не мог?».

Савва Кулиш понял все. Глаза его радостно заблестели. Зубы были спасены. А я-то до сих пор так и не знаю, действительно ли Александр Моисеевич тогда выдернул зуб или просто взял напрокат у доктора. Он такой…

* * *

КАК ГОРОДНИЦКИЙ ПИЛ НА "СВОЕЙ" МОГИЛЕ

В 1982 году Александр Моисеевич оказался в командировке на Кольском полуострове и познакомился в местной гостинице с тамошними инженерами. Вечером выпили. Вдруг инженеры спрашивают: «Как ты относишься к авторской песне?». «Хорошо», - отвечает Городницкий.  «А хочешь, - интересуются они, - мы покажем тебе могилу мужика, написавшего песню «От злой тоски не матерись»?». Удивленный Городницкий согласился. Наутро его на вездеходе повезли в тундру. Остановились рядом с брошенной зоной. Вышки поваленные, бараки гнилые. Вокруг камни лежат безымянныe.  Пусто. «Это кладбище», - говорят инженеры. Подходят к одному из камней: «Вот в этой зоне мужик сидел, там его и убили. И похоронен он под этим камнем». «За что же его?» - спрашивает пораженный такой информацией Городницкий. «За песню его и убили, - объясняют. - Помянуть надо». Разлили, сняли шапки. Александр Моисеевич и спрашивает: «Ребята! А вы уверены, что здесь похоронен именно автор этой песни?». Местные обиделись: «А что, разве не Городницкий написал «От злой тоски
не матерись»? Вот здесь он и лежит».  Выпили, помянули, надели шапки, сели в вездеход и уехали. А фамилию у своего гостя так никто и не спросил…

* * *

КАК ГОРОДНИЦКИЙ СТАЛ "ГИМНЮКОМ"

50 лет назад, когда готовились праздновать 250-летие Ленинграда, совсем юному Александру Моисеевичу  предложили попробовать свои силы в написании гимна Ленинграда на музыку Глиэра из балета «Медный всадник»! Обязательным условием было перечисление революционных и трудовых заслуг великого города. Написанный текст был высокой комиссией принят безоговорочно, и юный поэт получил за него баснословные для него по тем временам деньги – 600 рублей. Так Городницкий, как он сам выражается, вошел в славные ряды «гимнюков». Этот гимн, «Гимн великому городу», надолго стал официальным гимном города на Неве.

Люблю тебя я, мой город величавый,
Дворцовых фасадов недвижный парад,
Твой каждый камень овеян славой,
Седой Петербург, Петроград, Ленинград...

А года два назад Городницкому позвонили из Санкт-Петербуржского законодательного собрания и попросили переделать старый текст по-новому. Только убрать слово Ленинград и все, связанное с революцией... Александр Моисеевич согласился, но без особого энтузиазма. И сам он это объясняет так: «Ленинград - город, который не вычеркнуть из русской истории. И блокаду не вычеркнуть. Никуда нам не деться от великой и печальной судьбы моего родного Ленинграда. Да и сам я ленинградец, а не петербуржец. Так что автором текста нового гимна стал другой поэт.

Автор: Олег ЗИНЧЕНКО (фото автора), специально для «В»