Подать себя на блюдечке

Пятый год в крае работает программа психологической поддержки безработной молодежи “Маяк”, которую финансирует департамент Федеральной службы занятости населения по Приморскому краю.

21 май 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1559 от 21 май 2004

Пятый год в крае работает программа психологической поддержки безработной молодежи “Маяк”, которую финансирует департамент Федеральной службы занятости населения по Приморскому краю.

“К сожалению, реальность такова, что уровень безработицы не снижается, а среди молодежи это и вовсе огромная проблема. Есть несколько факторов, почему люди становятся безработными, - говорит психолог “Союза психологов и психотерапевтов” Игорь Клименко, работающий по программе «Маяк». – Первый – комплекс вполне объективных причин, когда в населенных пунктах попросту отсутствуют свободные рабочие места, а те, что есть, предлагают очень низкий заработок. Самые яркие примеры – поселок Восток или город Партизанск. В таких ситуациях требуются серьезные государственные экономические и социальные программы.

Однако гораздо чаще люди не могут годами найти работу в силу субъективных, зависящих от самого безработного причин”. Здесь сказывается и нехватка информации – где и как можно получить востребованную профессию, и неуверенность, неумение преподнести себя, недостаток предприимчивости. Либо неадекватная самооценка: например, слишком высокий уровень притязаний. Нередко молодые специалисты сразу хотят прийти в фирму на высокую позицию с высоким заработком и месяцами ждут такой вакансии…

Ставшие безработными, люди зачастую загоняют себя в угол сами, “культивируя” целый букет комплексов. Например, женщина увидела объявление о долгожданной вакансии: менеджер фирмы, до 30 лет. И поставила на себе крест: ведь ей 35. Значит, она больше никому не нужна!

В таких случаях помощь могут оказать психологи. На психологических тренингах безработные лучше узнают себя, учатся строить новые модели поведения.

Еще случай: молодой человек уже год не может устроиться, хотя имеет хорошее образование, компьютерные навыки, желание работать и массу других достоинств. В ходе тренингов выясняется: он приходит к работодателю и начинает рассказывать, что… у него совсем нет опыта, что владеет “всего” тремя компьютерными программами и другими “недостатками”.

Еще о более типичной ситуации говорит другой психолог Снежана Фирсова: женщина имеет четыре (!) средних специальных образования и больше года ходит в безработных. Ну ладно, если нет работы для нее как юриста со средним образованием, но неужели как парикмахер она не востребована? Другое дело, что здесь требуется иной подход к жизни: например, зарегистрировать свое частное предприятие. Словом, действовать, а не ждать.

Еще одно заблуждение из прошлого –  профессия должна быть одна на всю жизнь. Реальность давно другая: профессионал обязан постоянно не только совершенствоваться и учиться, но и быть готовым сменить сферу деятельности…

А мысль, что работа даже на не слишком подходящей должности лучше, чем просто очередь на бирже труда, становится для безработных откровением. Между тем, утверждает Игорь Клименко, пусть малооплачиваемая и далекая от ожиданий, но любая работа – это социальные связи, которые дают шанс получить информацию, встретить нужных людей, которые посоветуют или помогут получить более оплачиваемую работу.

А вот еще аспект: стратегия поведения родителей. Если папа всю жизнь вставал и с утра шел на работу, для ребенка скорее всего иное будет просто неприемлемым… А если папа с мамой годами стоят на бирже труда и ничего не делают, чтобы изменить ситуацию, – вероятно, дети получат неизгладимый урок. Нынешних безработных это устраивает?

Автор: Марина ИВЛЕВА, «Владивосток»