В начале было слово…

24 мая - День славянской письменности и культуры. В эти дни в крае проходят Кирилло-Мефодьевские чтения, празднество в православной гимназии… Но духовность сегодня напрямую связана с проблемами книгоиздания. Об этом размышляет Борис ЛАПУЗИН, поэт, член Союза писателей России и член правления Приморской писательской организации.

21 май 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1559 от 21 май 2004

24 мая - День славянской письменности и культуры. В эти дни  в крае проходят Кирилло-Мефодьевские чтения, празднество в православной гимназии… Но духовность сегодня напрямую связана с проблемами книгоиздания. Об этом размышляет Борис ЛАПУЗИН, поэт, член Союза писателей России и член правления  Приморской писательской организации.

ПРОБИЛ ЧАС?

 Без чтения нет учения – гласит народная мудрость. Я добавил бы: без чтения обессмыслено поколение. «Только читающая нация создает художественные ценности мирового уровня, только читающая нация дарит миру нобелевских лауреатов. Ни телевидение, ни Интернет не способны заменить книгу в духовной жизни нации. Страна с нечитающим населением – это страна отвердевших технологий, страна - поставщик сырьевых ресурсов и дешевой рабочей силы». Так сказано в обращении Всероссийского конгресса в поддержку чтения.

 Актуальность этой темы бесспорна, люди думают на этот счет, спорят. «Сегодня условия для издания книг как никогда благоприятны», – говорил мне один мой оппонент. Да, конечно, - соглашался я, -  но благоприятны для издания каких книг? Книг, которые обеспечены прежде всего не литературными достоинствами, а способностью их авторов найти деньги на издание?

«До того как у нас пробил час капитализма, - уверял  мой оппонент, -  полки были заставлены книгами о пятилетках, соцсоревновании, трудами классиков марксизма-ленинизма». Будто не было Шолохова, Леонова, Пришвина, Твардовского, Исаковского – сплошной Маркс-Ленин! А между тем до того, как «пробил час», в нашей самой читающей в то время державе было столько замечательных писателей, сколько  не было ни в одной стране мира: Абрамов, Астафьев, Алексеев, Белов, Довлатов, Дудинцев, Лидин, Можаев, Крупин, Пикуль, Приставкин, Проскурин, Стаднюк, Солоухин, Троепольский, Тендряков, Распутин, Шукшин…  Газеты не хватит перечислять всех, чьими книгами зачитывался народ. И зачитывался вовсе не потому, что, как утверждают  сегодня иные апологеты «новой литературы», «все они были написаны на идеологические темы», а потому, что отвечали гражданским и нравственным запросам читателей, доставляли эстетическое наслаждение, давали пищу для ума.

Люди записывались в библиотеках в очередь, чтобы прочитать «Выбор» Юрия Бондарева, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, «Щит и меч» Вадима Кожевникова, «Наш маленький Париж» Виктора Лихоносова, «Это мы, Господи!..» Константина Воробьева,  «Память» Владимира Чивилихина… Я сам, помню, месяца два нетерпеливо ждал своей очереди, чтобы взять роман-газету с новой, пронзительной повестью Евгения Носова «Усвятские шлемоносцы». А ведь роман-газета выходила миллионными тиражами. 

Что же мы получили взамен нашей умной, доброй, совестливой отечественной литературы после того, как были сняты все запреты на массовое обнародование любых сочинений? А вот что! И тут я для типичного примера сошлюсь даже не на «сортирно-выгребную прозу Сорокина», как ее справедливо назвал в газете русских писателей «День литературы» Евг. Чебалин («ДЛ», № 3, март 2004 г.), сошлюсь  на одну лишь так называемую эталонную книгу, именуемую теперь «классикой  особого жанра русской литературы ХХ века» и уже рекомендованную программой филологических вузов.

НЕЦЕНЗУРЩИНА

Это «Москва – Петушки» Венедикта Ерофеева, ставшая с некоторых пор, оказывается, «совестью нации», как ее определил в конце прошлого года московский журнал «Терра - Книжный клуб» («КК», № 6, 2003 г., статья «Бессмертие»).

Это произведение появилось в 1973 году в израильском  журнале «Ами» и с тех пор издается и переиздается массовыми тиражами. Сейчас им заставлены книжные магазины России. Например, в магазине №33 Владивостока – аж два варианта издания этой книги одного и того же издательства, определившего в своей аннотации сей «шедевр» как «самое известное и значительное произведение», как «великое произведение» и т. п.  (изд-во «Вагриус», 2003 г.)

О чем же «Москва – Петушки»? Содержание – пространные откровения алкоголика. «Первую дозу я не могу без закуски, потому что  могу сблевать. А вот вторую и третью могу пить всухую, потому что стошнить меня может и не стошнить, но уж ни за что не сблюю». «Тебя обидели, Веничка, тебя сравнили с г…ном. Пойди и напейся, как сука». И так почти на каждой странице с подробным «писанием», как пить, что пить, вплоть до способа очистки политуры перед «внутренним употреблением».

Но что более всего не может не покоробить нормального человека, так это ненормативная лексика, та похабщина (и без всяких там многоточий) сего «великого произведения», те плевелы, которые в упрощенной форме соответствуют пороку – не зря же православие предупреждает, определяя бесстыдные непечатные ругательства как греховные, как слова от дьявола.

Последователей у В. Ерофеева в так называемой новой литературе сейчас много. Находятся литературные критики из молодых (и во Владивостоке тоже), для которых  «Москва – Петушки»  - мера достоинства вообще любого современного литературного произведения. Стоит ли после этого удивляться тому, что некоторые владивостокские стихотворцы из литобъединения «Серая лошадь» рифмуют мат? А что вы хотите, возражают мне, если книгоиздание в стране стало коммерческим, и теперь уже только покупательский спрос определяет успех автора. И если на матерщину есть покупательский спрос, то пусть процветает матерщина – таковы-де законы коммерции.

Книгоиздание в России никогда не отвергало коммерцию. Но современный лозунг «Писатели – в рынок!» может поставить под сомнение вообще общественную пользу книги...

Никогда не станут самоокупаемыми, например, литературоведческие книги, без которых развитие литературы просто невозможно. А поэзия? Разве где-нибудь когда-нибудь она приносила доходы? Стихотворные книги приносят сейчас доходы некоторым издательствам не потому, что есть большой читательский спрос, а потому, что стихотворцы за выход своих книг платят издателям огромные деньги  спонсоров, бывает, многократно превышающие себестоимость издания.

Во Владивостоке в книжном магазине на Светланской витрина непокупаемых местных книг. Большинство – стихотворные, в основном непрофессиональных сочинителей. Во многих книгах издательское предупреждение: авторская редакция, т.е. самиздат, за который издатели не несут ответственности.

Директор магазина № 33 О. А.Фурсова сказала мне, что книготорговля теперь принимает на реализацию книги любого местного автора без каких-либо рекомендаций и аттестаций. То, что иные книги не находят в достаточной мере читательский спрос (например, изданная маленьким тиражом книжка Анатолия Филатова «Звездные ночи Кульдура» лежит здесь с 1999 года), так  это потому, что  нет-де рекламной хорошей раскрутки. Представляю, как  далеко можно уйти в деле воспитания, если еще и радио, и телевидение начнет с «хорошей рекламной раскруткой» рекламировать рифмованную матерщину!

ВАЖНЕЙШАЯ РОЛЬ…

Роль литературы в общевоспитательном процессе известна, ее сознают  писатели, активно участвующие в культурной жизни своего края, - выступления, встречи, литературные вечера… Недавно по инициативе писательской организации и при ее участии в главной библиотеке ТОФ им. В. Пикуля создан читательский патриотический клуб «Наш современник» (председатель – вице-адмирал запаса А. В. Конев). Десяток готовых рукописей интересных книг в писательской организации, проблема одна – нет денег на издание. Но вот что не может не обижать писателей: во всех своих инициативах, начинаниях, творческих усилиях они натыкаются на глухую стену равнодушия (и это еще в лучшем случае!) чиновников от власти. Приведу только один недавний пример.

На организованной администрацией Владивостока общегородской конференции по патриотическому воспитанию молодежи мне было предоставлено слово. Я говорил о современной литературе, о писателях, посетовал на то, что приморским авторам трудно без поддержки городской и краевой власти издавать книги, воспитывающие патриотов. Каково же было недоумение, когда председательствующий на этой конференции заместитель главы администрации города господин Логачев заявил в переполненный народом большой зал ДОФ: мол, мы вас не издавали и не собираемся  издавать. Вот так, что называется, открытым текстом, наотмашь!

Руководитель нашей писательской организации Александр Ткачук, сидевшие рядом с ним писатели только руками развели: ну надо же, хоть уж здесь не выражал бы городской чиновник так публично свою неприязнь к нам! После этого о каком еще воспитании подростков хорошей книгой можно говорить?

В сознании значительной части молодежи изменилось отношение к русской культуре, истории, к традиционно целомудренной русской литературе. Не случайно из школьных программ убраны, например, такие книги народного подвига, как «Повесть о настоящем человеке» или «Молодая гвардия». Нет уже и многих других прекрасных книг русской классики ХХ века.

Международная франкфуртская книжная ярмарка, прошедшая в конце прошлого года, дает в какой-то мере представление о том, кто теперь правит бал на книжном рынке. В тех скупых сюжетах, которые представлял телеканал «Культура», на ярмарке можно было увидеть Евтушенко, Вознесенского, Войновича, Шендеровича, Макаревича,  Донцову, Маринину и многих других. Не было там ни Бондарева, ни Распутина, ни Лобанова, ни Белова, ни Фокиной, ни Ганичева, ни Проханова, ни Казинцева, ни Куняева – никого из русского патриотического крыла современной литературы!

ТОЛЬКО ТЕАТР?

Писателей патриотического крыла не жалует и приморская краевая власть. Приходится повторяться об этом. Конечно, и академический театр им. Горького (Горького здесь не ставят уже более двадцати лет), и филармония - во все это необходимо вкладывать бюджетные деньги, но почему ноль внимания краевая власть уделяет творческой организации, объединяющей профессиональных литераторов края? Почему приморская власть находит миллионы на проведение кинофестивалей и не находит рубля на поддержку краевой писательской организации Союза писателей России?

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово стало Бог». Так начинается Евангелие от Иоанна. Но даже если спуститься с евангельских горних высот православия и оставить Слово в его философском значении только как мысль, как убеждение, как план, как руководство, то и тогда оно останется первоосновой, началом организации общественной жизни, главным воспитателем. Особенно хорошее литературное слово. Это всегда понимали и учитывали люди власти, да и теперь многие учитывают.

Взять наших соседей-хабаровчан. Там при всех экономических трудностях власть помогает писателям. Выходит ежемесячный журнал «Дальний Восток». Издательский дом «Приамурские ведомости» выпускает книги хабаровских профессиональных авторов бесплатно для них (бесплатно!) в отличном полиграфическом и художественном оформлении внушительными тиражами. И все потому, что для хабаровского губернатора Виктора Ишаева литература – не последняя спица в колесе краевой культуры.

Еще большую поддержку получают, например, писатели от власти Кемеровской области. Недавно средства массовой информации сообщили: Аман Тулеев учредил крупную литературную премию имени своего земляка, замечательного русского поэта Василия  Федорова и вышел с инициативой в министерство образования включить поэзию Василия Дмитриевича в школьную программу. А мы несколько лет обращались в краевое управление культуры с просьбой помочь писательской организации издать  книгу стихов поэта-патриота Георгия Корешова, ушедшего из Владивостока добровольцем на Великую Отечественную и погибшего за Родину, – никакого отклика!

«Все уйдет, а книга останется», - говорили древние мудрецы. Их правоту не раз подтверждала история цивилизаций, потому что, несмотря ни на что, оставалась неопровержимой (и остается сегодня!) библейская истина «В начале было слово…».