Кому овощи из Золотой долины?

Александр Гришко возглавил крестьянское хозяйство, когда ему было 25 лет. После окончания сельхозинститута успел поработать в совхозе «Победа», стать его главным агрономом. Потом совхоз разделился на несколько хозяйств. Некоторые говорят: «Развалили «Победу». Но Александр, оглядываясь назад, и сейчас считает, что не было тогда другого способа спасти в Сергеевке сельское хозяйство. Не все фермеры справились, из восьми только четыре работают по сей день, но все же другие мелкие хозяйства возникли в округе. По-прежнему очень трудно, однако поля не пустуют, даже малыми силами (все меньше желающих работать на земле) удается выращивать хорошие урожаи.

20 май 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1558 от 20 май 2004

Александр Гришко возглавил крестьянское хозяйство, когда ему было 25 лет. После окончания сельхозинститута успел поработать в совхозе «Победа», стать его главным агрономом. Потом совхоз разделился на несколько хозяйств. Некоторые говорят: «Развалили «Победу». Но Александр, оглядываясь назад, и сейчас считает, что не было тогда другого способа спасти в Сергеевке сельское хозяйство. Не все фермеры справились, из восьми только четыре работают по сей день, но все же другие мелкие хозяйства возникли в округе. По-прежнему очень трудно, однако поля не пустуют, даже малыми силами (все меньше желающих работать на земле) удается выращивать хорошие урожаи.

- А почему у половины фермеров - выходцев из «Победы» ничего не получилось? - расспрашиваем Александра.

- Сказались финансовые трудности, кому-то не хватило организаторских способностей, кому-то просто знаний. Специальные знания в сельском хозяйстве еще как нужны, сейчас – тем более. Очень много нового в агрономии, много новых сортов, гербицидов, способов подкормки растений. Будешь работать по старинке, быстро отстанешь, и ни о какой конкурентоспособности нечего будет и мечтать.

В хозяйстве Гришко несколько лет назад появилась свиноферма, сейчас и телята есть, но изначально оно специализируется на овощеводстве. Оправдывают себя традиционные капуста, огурцы, помидоры, свекла, морковь. Пробовали выращивать перцы и баклажаны, но потом отказались: хлопот много, а прибыли никакой. Этими культурами сподручнее заниматься мелким фермерам. Радужные надежды возлагали на японскую тыкву, да только чем больше работали с посредниками японских фирм, тем больше убеждались: те блюдут лишь собственную выгоду. Выйти на японцев напрямую очень сложно, поэтому пришлось программу по тыкве свернуть. Гришко в крае не первый, кто обжегся на посулах не очень добросовестных партнеров.

 В последние годы стали отводить клин под картофель – это с учетом потребности организаций, которым хозяйство поставляет сельхозпродукцию по выигранным тендерам. Есть спрос на «бочковые» огурцы, квашеную капусту. Часть бочек с капустой намеренно «ждет» в хранилище до августа, когда начинается завоз продуктов на Камчатку. В это время квашеной капусты из свежего урожая еще просто нет, а камчадалы просят «солененького».

- Не собираетесь наладить другую переработку овощей кроме засолки?

- Есть такие планы, и даже готов проект консервного цеха. С инвестициями обещал помочь район, но в основном его придется оборудовать, конечно, за счет своих средств. Хотим выпускать в банках консервированные овощи. Если дело пойдет хорошо и будет сбыт, сможем закупать и перерабатывать еще и продукцию с огородов местных жителей. 

Местный рынок буквально завален более дешевой китайской продукцией, поэтому гарантированного сбыта того, что выращивают наши фермеры, нет. С кем бы из них ни приходилось разговаривать, все переживают: «Вырастить овощи мы вырастим, а куда их потом?».  «Закрывая» сейчас свои поля, Александр Гришко тоже терзается этими сомнениями. В нынешнем году ситуация усугубляется тем, что от овощей практически отказалось агентство по продовольствию, с которым сергеевский фермер плодотворно сотрудничал много лет (еще со времени существования продовольственной корпорации). Кредитная история у него безукоризненная, ни одного года не было, чтобы не рассчитался за весенние поставки горючего, запчастей, гербицидов.

- Поскольку договора с агентством на этот раз нет, то какое может быть кредитование под будущий урожай? – делится своими заботами Александр. – Семена закупили все сами, а вот с горючим, гербицидами будут проблемы.

Глава хозяйства сам же в нем и агроном. Поэтому сейчас вместе с механизаторами весь световой день в поле. Из шести колесных тракторов в хозяйстве три новых – приобрели по лизингу. За них Гришко тоже все выплачивает в срок. За первый уже рассчитался полностью. На хорошей технике и молодежь не отказывается работать, поэтому с механизаторами проблем нет. А вот с кем нехватка, так это с овощеводами. Постоянной небольшой бригаде не справиться, когда начинается уборка урожая. В этом году фермер надеется на студентов техникума, с которым договорился о подмоге. Уже сейчас готовится встретить помощников, да так, чтобы им захотелось приехать еще раз. Александр показал нам возведенное под крышу новое здание лагеря труда и отдыха (такое название подходит для него больше, чем общежитие), рядом строится столовая, оборудуется территория. Место для лагеря здесь самое подходящее. Недалеко река, в нескольких шагах течет чистый ручей. Японцы, перед тем как дали добро на посадку тыквы, брали отсюда воду на анализы. И дали заключ
ение: достаточно небольшой механической очистки, чтобы ее можно было за границу продавать.

- Но без помощи китайских рабочих, наверное, вам тоже не обойтись? – продолжаем «пытать» хозяина. – В крае это распространенная практика.

-  И мы китайцев «выписываем». Начинаем развивать тепличное хозяйство, чтобы удлинить срок реализации овощей. А в этом деле у наших соседей опыта и знаний гораздо больше. Но когда они все делают под нашим наблюдением – это, согласитесь, надежнее, чем доверять сомнительным поставкам из Китая.

Окрестности села Сергеевка Партизанского района - это север Золотой долины. Такое название люди дали ей не зря – климат тут и вправду благодатный. Но это совсем не значит, что урожай сам идет в руки. Поля у Гришко каменистые, техника на них «капризничает». Переживали наводнения, другие катаклизмы. Работать в сельском хозяйстве – всегда риск. И всегда неимоверно тяжелая ноша. Не зря редко кто соглашается ее нести. Из однокурсников Александра Гришко всего человека 2-3 работают по специальности, остальные нашли другие способы зарабатывания денег.

- Я вычитал где-то цитату, которая мне очень нравится: «Есть три способа разориться: самый быстрый – скачки, самый приятный – женщины, а самый надежный – сельское хозяйство». А ведь так оно и есть.

Автор: Отдел спецпроектов, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»