Ледниковый эффект

Крайний Север и приравненные к нему территории вновь оказались в фокусе федерального внимания. В правительстве считают, что «северов» в России стало слишком много – мол, наприравнивали в советское время, чтобы привлечь рабочую силу в холодные и далекие края, а теперь федеральный бюджет вынужден переплачивать многие миллиарды рублей…

18 май 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1556 от 18 май 2004

Крайний Север и приравненные к нему территории вновь оказались в фокусе федерального внимания. В правительстве считают, что

«северов» в России стало слишком много – мол, наприравнивали в советское время, чтобы привлечь рабочую силу в холодные и далекие края, а теперь федеральный бюджет вынужден переплачивать многие миллиарды рублей…

ПОКУШЕНИЕ НА НАДБАВКИ

Крайний Север и приравненные к нему местности

– это 27 субъектов РФ, занимающих почти две трети территории страны. Теми или иными северными преференциями также пользуются (по мнению ряда правительственных чинов - незаслуженно) еще почти полтора десятка регионов. Именно поэтому Минэкономразвития еще в конце прошлого года разработало законопроект о районировании, согласно которому Россию предлагается поделить на шесть зон – от оптимальной до крайне дискомфортной – и исходя из такого деления рассчитывать размер всех льгот и выплат. Регионы отреагировали довольно болезненно; очередной раунд этой борьбы прошел 28-29 апреля в Салехарде (Ямало-Ненецкий АО), где президент Владимир Путин провел выездное заседание президиума Госсовета РФ о «северной» политике государства.

Приморье

– в известном смысле тоже Север, несмотря на пресловутую «крымскую широту»: пять районов нашего края приравнены к территории Крайнего Севера. Поэтому перипетии высокого заседания в Приморье принимали близко к сердцу (губернатор Сергей Дарькин, кстати, участвовал в мероприятии как член президиума Госсовета). Для опасений есть все основания – власть, хотя и заявляет о недопустимости отмены северных льгот, намерена снижать количество «льготных» регионов. И далеко не все точки над i, несмотря на высокопредставительный характер заседания, были расставлены в Салехарде.

ОТСУТСТВУЮЩИЙ ОРГАН

«Группу нападения» в столице Ямала представлял якутский президент Вячеслав Штыров, возглавляющий соответствующую рабочую группу президиума Госсовета (до Штырова, кстати, этими вопросами занимался убитый магаданский губернатор Валентин Цветков). Политкорректный и уважаемый в Кремле лидер Саха-Якутии не смог обойтись без некоторых «наездов» на федеральную власть.

По мнению членов рабочей группы, нужно создать специальный федеральный орган власти по проблемам Севера, который бы содействовал «решению всех экономических и социальных проблем» северян. Отмечается необходимость разработки «целостной системы мер государственного регулирования социально-экономического развития Севера» - сейчас такой системы, выходит, нет. Другие тезисы: перевести жителей Севера на 100-процентную оплату услуг ЖКХ не ранее 2010 года, восстановить порядок льготного исчисления трудового стажа в полуторном размере, установить размер трудовой пенсии не менее уровня прожиточного минимума. Группа также предложила принять закон по вопросам переселения из районов Крайнего Севера: не секрет, что государству невыгодно держать в этих местностях неработающих пенсионеров, но на их переселение денег тоже нет, так что ситуация становится патовой. По данным пресс-службы якутского правительства, Вячеслав Штыров высказался за изменение «северной» политики государства в целом, иначе в соответствующих регионах «может быть свернута экономическая деятельность».

ВЕЛИКИЕ И УЖАСНЫЕ

Неудивительно, что такой пессимистичный доклад, мягко говоря, не понравился руководителям профильных федеральных министерств. Герман Греф, ставший в сознании наиболее

«левых» губернаторов живым символом удушения Севера и Дальнего Востока, отвечал на пассажи Штырова достаточно резко: «Он перегнул палку, сгустил краски. На федеральном уровне делается больше, чем он перечислил». В тон ему выступил и министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов: «Вы тут, Вячеслав Анатольевич, не улыбайтесь иронично... Согласен, что все равно мало, но говорить о том, что вопрос не решается, потому что в Москве его не хотят решать, несправедливо». Как сообщали позже освещавшие мероприятие журналисты, в этот момент на столе у Грефа даже упала бутылка с минеральной водой, и Путин попытался перевести перепалку в шутку: «Ну вот, вы так расстроились, что уже бутылки бросаете».

Однако участникам было не до шуток. Глава Минэкономразвития Герман Греф сообщил, что совокупные бюджетные расходы на северные территории составляют 400-500 млрд. рублей в год, а тратятся эти средства

«не всегда эффективно». Министр указал на необходимость принятия нового закона о районировании - по его словам, разработанная методика «до утверждения пройдет детальное обсуждение со всеми заинтересованными губернаторами». В ответ на реплику Штырова о том, что идет «переконцентрация средств в федеральный бюджет», Греф неожиданно заявил, что по уровню обеспечения бюджетными средствами федеральный центр находится в худшем положении.

О ЧЕМ МОЛЧАЛ ПУТИН, ИЛИ ГАЛУШЕК НЕ БУДЕТ

Президент Путин по своему положению как бы обеспечивает баланс между двумя полярными позициями, выраженными Штыровым и Грефом. Тем не менее в салехардских выступлениях президента хватает общих мест и недоговоренностей.

Глава государства отметил, что северные регионы с их огромным потенциалом проигрывают на внутреннем рынке и в социальной сфере. Старые модели развития Севера,

«основанные на масштабных бюджетных вливаниях, размытых льготах и преференциях, не дают сегодня адекватной отдачи», считает Путин; по его словам, нужны четкие критерии отнесения тех или иных территорий к районам Севера. «Бюджетное обеспечение северных территорий, мягко скажем, не хуже, чем во многих других регионах России», - заявил глава государства.

Эти положения как будто бы отвечают основным позициям Грефа. В то же время гарант Конституции не мог не признать, что в области пенсионного обеспечения

«того, что делается, недостаточно». Но тут же обратил внимание на то, что рост доходов опережает инфляцию: «За три года на северных территориях в два раза выросли пенсии (с учетом инфляции) и в 1,5 раза – зарплата». Зато довольно однозначно высказался насчет северных преференций: «Государство и впредь будет выполнять ранее принятые на себя социальные обязательства…... Речь идет о жилищных субсидиях, «северных» пенсиях и зарплатах, государственных жилищных сертификатах, программах переселения на северных территориях».

Владимир Путин пообещал составить по итогам заседания ряд поручений правительству РФ. Прессе он заявил:

«Пока окончательные выводы не сделаны, но они будут...… Тем более, как вы знаете, правительство работает сейчас над выработкой решения, касающегося развития северных территорий России...… Мы еще раз посмотрели на проблемы, выявили наиболее, как в таких случаях говорят, слабые и тонкие места. На них мы сосредоточим внимание при понимании того, что «галушки сами в рот прыгать не будут».

СЕВЕР ДЛЯ РОССИИ. РОССИЯ ДЛЯ СЕВЕРА?

Салехардское заседание только подстегнуло интерес всех уровней власти к перспективам Крайнего Севера и приравненных к нему местностей. Из аппарата полпреда президента в ДВФО Константина Пуликовского, которого пресса (и

«В» в том числе) не раз спрашивала о возможностях отмены северных коэффициентов, сообщили: «Министерство экономического развития и торговли РФ и правительство России не планируют отмену территориальных коэффициентов, надбавок или льгот в оплате труда жителям регионов, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним территориям». Межфракционная группа Госдумы «Север России» разработала пакет законодательных предложений по формированию «государственной экономической и социальной политики в отношении районов Севера и приравненных к ним территорий» (об этом стало известно от приморского депутата, зампредседателя комитета Госдумы по делам Севера и Дальнего Востока Василия Усольцева). А думская фракция «Единой России» даже создала специальную комиссию, которую возглавил видный полярник и вице-спикер Госдумы Артур Чилингаров. Не молчат и депутаты приморского Законодательного собрания, составляющие различные ноты совместно с хабаровскими коллегами, парламентские слушания прошли на днях в Южно-Сахалинске и т. д.

Бурная деятельность или хотя бы ее имитация налицо, однако окончательно прояснить ситуацию сможет только характер перехода всех этих инициатив и предложений в законодательную стадию. Похоже, само государство еще не определилось, нужен России Север или нет (и если нужен, то в каком качестве). А если и определилось, то пока не считает целесообразным об этом говорить. Подождем?

Автор: Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»