Вдохновляет ли вас весна на творчество, дает энергию, силы и новые идеи?

Электронные версии
Экономика, финансы

Драка за нефть между двумя азиатскими гигантами

Для того чтобы понять масштаб будущей борьбы за энергетические ресурсы между Китаем и Японией, нужно всего-навсего обратить внимание на дипломатический конфликт между этими экономическими гигантами, который связан с добычей сибирской нефти.

Для того чтобы понять масштаб будущей борьбы за энергетические ресурсы между Китаем и Японией, нужно всего-навсего обратить внимание на дипломатический конфликт между этими экономическими гигантами, который связан с добычей сибирской нефти.

Год назад казалось, что Китай обеспечил себе выгодную сделку. Руководство крупнейшей в России нефтедобывающей компании ЮКОСсогласилось на то, чтобы отвод нового нефтепровода, который планировалось проложить к востоку от сибирского города Ангарска, проходил через центр китайской нефтеперерабатывающей промышленности Дацин. По прошествии двенадцати месяцев уже нет никаких сомнений в том, что место китайского города занял тихоокеанский порт Находка, расположенный напротив берегов Японии.

Япония, осторожничая в своих предположениях, отчаянно старается смягчить реакцию на неожиданное изменение планов российского руководства в пользу своих токийских партнеров, настаивая на том, что окончательный вариант соглашения еще далек от завершения. Российское правительство пока не определилось с решением”, - заявил глава российского представительства министерства иностранных дел Японии Кунинори Мацуда.

И все же можно с уверенностью говорить о том, что ситуация складывается в пользу Японии. В последнее время Токио делал все возможное для того, чтобы укрепить двусторонние отношения с Москвой, пообещав щедрое финансирование, если нефтепровод будет проходить через Находку. Желание японцев прибрать к рукам сибирскую нефть стало еще сильнее в результате политической и экономической нестабильности на Ближнем Востоке, что в значительной степени ускорило поиск альтернативных источников нефтяных поставок.

Огромное значение теперь имеет судьба бывшего главы ЮКОСаМихаила Ходорковского, ожидающего суда по обвинениям в мошенничестве и незаконном уклонении от уплаты налогов. Его пребывание в тюрьме делает обещание руководства ЮКОСаПекину юридически ничтожным.

Некоторые японские чиновники подозревают, что их китайские коллеги затаили на них злобу за то, что они украли из-под их носа выгодный контракт. Что касается мнения российской стороны, то строительство нефтепровода через Находку сулит определенные выгоды с геополитической точки зрения.

В противном случае российскому руководству придется иметь дело с Китаем, чьи быстроразвивающиеся и густонаселенные приграничные регионы представляют серьезную угрозу практически безлюдным и экономически слабым районам Восточной Сибири.

Проведя нефтепровод до своего Тихоокеанского побережья, Россия сможет снабжать нефтью не только Японию, но и многие другие страны Азиатского региона, включая тот же Китай, не останется в обиде и западное побережье Америки. Такой поворот событий позволит России избавиться от торговой зависимости от одной страны.

Хотя с экономической точки зрения строительство нефтепровода через Находку будет представлять определенные трудности.

Длина трубопровода составит приблизительно четыре тысячи километров, что в 2,5 раза длиннее маршрута до Дацина. Резкое повышение стоимости стальных труб будет означать увеличение строительной сметы с первоначальных шести миллиардов долларов США до двенадцати миллиардов. Тем не менее японские официальные лица говорят о том, что к этим расчетам нельзя относиться со стопроцентной уверенностью: Русские не очень аккуратны во всем, что касается цифр и точных расчетов”.

Сторонники проекта в Японии основывают свой анализ на сумме итоговых затрат, не превышающей шесть миллиардов долларов США, и считают, что строительство нефтепровода может оказаться нерентабельным, если эта цифра будет превышена. Многие эксперты опасаются, что стратегическая необходимость иметь несколько источников нефтяных поставок привела к тому, что Япония перестала обращать внимание на экономические характеристики проекта в целом.

“Строительство нефтепровода через Находку напоминает проект советской эпохи времен плановой экономики. На экономические расчеты никто просто не обращал внимание”, - считает Пол Коллисон, ведущий аналитик нефтегазовой промышленности инвестиционного банка “Brunswick UBS”.

По-прежнему без ответа остается вопрос о размерах нефтяных ресурсов Сибири, территория которой по большому счету до конца исследована не была. Большие сомнения вызывают возможности российских энергетических групп по проведению геологоразведочных операций.

Если Россия все же сделает выбор в пользу Находки, то у Китая есть два пути для того, чтобы хоть как-то сохранить свое лицо. Во-первых, можно построить вспомогательный нефтепровод до Дацина, но такой вариант скорее всего будет отвергнут по экологическим причинам. Во-вторых, невзирая на расходы, азиатский гигант должен значительно усилить железнодорожную инфраструктуру для ведения самостоятельной разведки и разработки новых нефтяных месторождений.

Не обращая внимания на неудачи, Китай все больше углубляется на запад в поисках новых источников энергоресурсов. Несмотря на все протесты России, он уже обеспечил себе присутствие в Казахстане. В настоящее время ведутся переговоры о строительстве трубопровода, который соединял бы две страны.

Россия стремится к тому, чтобы увеличить объем казахского экспорта через свою торговую инфраструктуру, но пока еще не готова сделать свои таможенные тарифы привлекательными для своего партнера, а также признать более высокое качество казахской нефти по сравнению с российскими аналогами. Эти неожиданные препятствия могут привести к тому, что Россия лишится преданного (еще по советским временам) союзника, который начнет искать альтернативные маршруты на востоке и юге.

Разногласия вокруг маршрута нефтепровода пока не вылились в открытый конфликт. Но, безусловно, они самым неблагоприятным образом скажутся на региональном сотрудничестве, которое так необходимо для того, чтобы испытывающий постоянный энергетический голод Китай мог мирно существовать со своими соседями.

“Я считаю, что нам необходим нефтепровод из Восточной Сибири в Азию, но это требует более прочного сотрудничества между Россией, Японией и Китаем, - говорит один из токийских экспертов в области энергетики. - К сожалению, этот первый же проект привел к конфликту между Японией и Китаем. Стратегия российского руководства как раз и заключается в том, чтобы столкнуть лбами двух азиатских гигантов”.

Автор : «The Financial Times», Великобритания

comments powered by Disqus
В этом номере:
Баллоны замедленного действия

Вчера в Хабаровск на имя начальника Дальневосточной железной дороги отправлено представление Приморского транспортного прокурора, в котором содержится требование устранить нарушения при приемке и транспортировке опасных грузов и привлечь к дисциплинарной ответственности сотрудников ДВжд, давших добро на отправку во Владивосток и далее на Камчатку контейнера с пропан-бутаном в неисправных баллонах…

Время поднимать пенсии

Губернатор Приморья Сергей Дарькин обратился к президенту Владимиру Путину и министру здравоохранения и социального развития Михаилу Зурабову с просьбой внести в пенсионное законодательство изменения, позволяющие начислять к общему размеру назначенной пенсии районные коэффициенты к зарплате. Сами субъекты федерации такие поправки принимать не вправе.

Голодовка завершена

Во второй половине дня в пятницу началась выдача зарплаты горнякам разреза «Раковский».

Претенденты размножаются

Число желающих баллотироваться на должность главы администрации Владивостока выросло до пятнадцати. К выдвинувшимся ранее претендентам добавились Артур Николаев, Александр Передня и Анатолий Самофал.

Наши в Порт-Артуре

Спустя 100 лет знаменитая икона Порт-Артурской Божией Матери все же прибыла к месту своего назначения.

Последние номера