Огонь на службе у лесхоза

Осадки в виде дождя и снега, обильно выпадавшие в конце зимы и начале весны, сослужили добрую службу в деле борьбы с лесными пожарами. Ни одного возгорания не произошло на территории Хасанского района. Но подводить оптимистичные итоги рано, ведь впереди несколько месяцев пожароопасного периода.

12 май 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1553 от 12 май 2004

Осадки в виде дождя и снега, обильно выпадавшие в конце зимы и начале весны, сослужили добрую службу в деле борьбы с лесными пожарами. Ни одного  возгорания  не произошло на территории Хасанского района. Но подводить оптимистичные итоги рано, ведь впереди несколько месяцев пожароопасного периода.

- Несмотря на благоприятные  погодные условия, ведется активная работа по предотвращению лесных пожаров, - отметил директор Барабашского лесхоза Виктор Шагов. - Выжигаем наиболее опасные места, с которых огонь может распространиться на  территорию особо охраняемого леса или в сторону границы. На площади 408 га протяженностью 58 км были произведены профилактические палы. А осенью в пожароопасный период было обустроено около 200 км минерализованных противопожарных полос.

Минполоса –  широкая, 4-5 метров, пропаханная трактором межа, один из сдерживающих факторов распространения лесных пожаров на территории государственного лесного фонда.

Техника, на которой работают сотрудники лесхоза,  давно уже отслужила свой срок. Пожарная машина, четыре  «уазика», три  «ГАЗ-66», даже танк  «Т-55», оборудованный под пожарный вездеход,  невзирая на свой «солидный возраст»,  по-военному  - в строю.

Площадь лесхоза - 111 000 гектаров.   Ежедневно бригады сотрудников лесхоза объезжают свои необъятные лесные просторы, выжигая сухую траву – главную «провокаторшу» лесных пожаров, прокладывая минполосы. Регулярно облетают территорию авиаторы.    

- Но пожары практически тушим мы одни, - продолжает Виктор Юрьевич. - В исключительно редких случаях на помощь приходит авиационная лесоохрана, когда горит труднодоступная территория леса. И все же главная профилактическая работа на наших плечах.

Между тем на территории Хасанского района на 1 января 2004 года было зарегистрировано 202 владельца местных земельных и лесных угодий! Помимо лесхоза (государственной организации) это бывшие совхозы, администрации сел, деревень, поселков, погранполоса, госземзапас, владения «Дальэнерго» и «Электросвязи», фермерские хозяйства. По закону каждый лесо-землевладелец должен нести такую же ответственность за сохранение лесного богатства, как и лесхоз. Но на деле этим занимаются лесничие хозяйства, работники заповедников, военное лесничество – и все...

Из местного бюджета в прошлом году Барабашский лесхоз получил 200 тысяч рублей на тушение лесных пожаров. В этом году зарезервировано только 100 тысяч.

- Много это или мало – решайте сами. Одна воздуходувка – аппарат, незаменимый в пожаротушении,  - стоит 19700 рублей, - констатировал Виктор Шагов.

Группе журналистов и представителей Всемирного фонда дикой природы (WWF) было предложено проехать на пожарной машине лесхоза на территорию пала. Здесь можно было воочию убедиться в продуктивности действия моторизованной воздуходувки, своими глазами увидеть минполосу, отделяющую реликтовый лес от придорожного подлеска. В качестве примера - брошенный на выжженную палом землю горящий кусок резины затух сам собой.

Удивило то, что, работая в сплошном дыму, лесные пожарные не применяют респираторы.

- Это специфика нашей работы, - пояснил главный лесничий Александр Цыпляев.  – Даже противогаз не спасает от угарного газа. А поднимаясь по крутым сопкам, в респираторах парни и вовсе задохнутся.

Первое упоминание о ведении лесных работ в заповедной зоне Хасана зафиксировано в 1864 году. Ученый Будищев занимался изучением флоры и фауны района, разработкой способов защиты леса от пожаров. В 1882 году в архивных документах – первое упоминание о Посьетской лесной даче. Так именовали заповедную зону, протянувшуюся от Хасана до озера Ханка, во все времена подверженную лесным пожарам.

- Места наши особенные, ведь только здесь обитает дальневосточный леопард. Но видеть вживую этого редкого зверя не приходилось, - продолжил Виктор Юрьевич.  - К сожалению, только на составлении протокола, в полиэтиленовом мешке. Вот ведь парадокс: сохраняя этот лес, уберегая его от пожаров, мы помогаем сохранить и среду обитания краснокнижного животного, на которого поднимают преступную руку браконьеры.

Помимо тушения пожаров лесхоз проводит рубки-реконструкции: процесс «осветления» леса и уход за молодым подростом кедра корейского (посадки 1975 года).  Каждые 7-8 лет  на участках повторно проводятся подобные работы. Просторный, ухоженный лес, утверждают лесники, меньше подвержен пожарам. Местные жители, бывает, и подрубают хвойные насаждения под Новый год. Но называть это варварской рубкой, по мнению Виктора Юрьевича, слишком...

- Вообще леса тут низкорослые – они даже на дрова не слишком пригодны, - рассказывает Виктор Шагов. - Но они знамениты разнообразием и количеством древесных и кустарниковых пород. Есть и краснокнижные породы, например, дуб зубчатый. Растет только в южном Приморье. Невысокое дерево, из его веток даже веника для бани не сложить, такое оно закрученное, извилистое.  Но пожарам подвержено, как всякая древесная культура.

Автор: Татьяна БАТОВА, (фото автора), «Владивосток»