Хлебопеки не хотят получать батоном по голове

В краевом центре сейчас работает около 60 мини-пекарен. А вспоминаются времена, когда, зайдя после работы в хлебный магазин, можно было увидеть только пустые прилавки. Сейчас хлеб “на любой вкус и цвет” доступен практически круглые сутки.

11 июнь 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №155 от 11 июнь 1997

В краевом центре сейчас работает около 60 мини-пекарен. А вспоминаются времена, когда, зайдя после работы в хлебный магазин, можно было увидеть только пустые прилавки. Сейчас хлеб “на любой вкус и цвет” доступен практически круглые сутки.

Его можно купить в магазине, хлебном киоске, с автомашины или даже у старушек на улице. Причем вам предложат батоны, булки, сайки и многое другое. Бери - не хочу. И потребитель стал более разборчив.

- Люди быстро реагируют, если, скажем, хлеб плохо выпечен, не отвечает принятым стандартам, - говорит директор ЗАО “Кредо-хлеб” Алексей Чижиков. - Тогда резко падает количество продаваемого продукта и восстановить репутацию бывает очень сложно.

Изобилие на хлебных прилавках дается непросто. Экономические условия складываются так, что начинания предпринимателей часто рубятся на корню. “Кредо-хлеб” сумел закрепиться на рынке. Сейчас фирма имеет не только широко раскинутую торговую сеть во Владивостоке, но и около 100 постоянных оптовых покупателей по всему краю. Чтобы выдержать конкуренцию, предприятие крупно “вложилось” в создание первоклассной пекарни на базе современного французского оборудования (за кредит, к слову, до сих не рассчитались). В мини-лаборатории постоянно ведется пробный анализ на качество выпускаемых изделий. Словом, весь производственный цикл здесь такой же, как и на государственном хлебозаводе. Только в меньших масштабах.

Автором многих изделий “фирменной” разработки является главный технолог предприятия, профессор Дальневосточной государственной академии управления и экономики Ольга Чижикова. Недавно в японский центр технологий хлебобулочных изделий ДВГАУЭ в очередной раз приезжали преподаватели и предприниматели из соседней страны. Последним захотелось воочию увидеть, как развивается наш малый и средний бизнес, и гостям предложили посетить “Кредо-хлеб”. Один из предпринимателей, господин Акияма, удивился, почему его российский коллега имеет такой маленький ассортимент. “Я не гонюсь за количеством, - говорил японец. - Из 80 килограммов муки мы с женой и дочерью изготавливаем около 80 наименований изделий в день. Вы затрачиваете сырья гораздо больше”.

- Ему нас просто было не понять, - смеется Алексей Чижиков. - По японскому законодательству сертификат необходим только на сырье и оборудование, а все остальное зависит от старания и мастерства предпринимателя. Хлеб в Японии очень дорогой, и выдержать жесточайшую конкуренцию можно только за счет самого широкого ассортимента и дополнительных услуг.

Знакомясь с опытом российского предпринимательства, господин Акияма откровенно признался: “В ваших условиях я не смог бы заниматься бизнесом”. В Японии на развитие малого бизнеса предоставляется кредит под 2,5 процента годовых, а все налоги таковы, что ваши по сравнению с нашими кажутся просто астрономическими. О какой прибыли в таких условиях может идти речь? Даже лишнюю выпечку хлеба нельзя реализовать без специального на то разрешения. Государство само подталкивает малый и средний бизнес к укрыванию доходов. И всем это хорошо известно.

Помимо громадных налогов и процентов по диким банковским ставкам предприниматель вынужден платить за все многочисленные разрешительные документы контролирующим инстанциям, которых насчитывается около 10 - начиная с Центра стандартизации и метрологии, санэпидемстанции, госторгинспекции, налоговиков и заканчивая родной милицией. Вот только один пример. Работники ЦСМ провели на предприятии проверку. Хотя никаких нарушений не обнаружилось, все равно фирме был выставлен счет - около 1 миллиона рублей. Сколько булочек надо продать, чтобы заработать такую сумму?

Словом, отечественного производителя давят со всех сторон. Чтобы как-то защитить себя и свои права, предприниматели решили создать общественную организацию “Ассоциация хлебопеков Владивостока”, в которую уже входят 15 предприятий. Она ставит перед собой две основные цели - повышение качества выпускаемых изделий и защита прав производителей. По мнению членов ассоциации, первый этап - выпуск достаточного количества хлебобулочных изделий в городе - выполнен. На втором стоит следующая задача - обеспечить качество выпечки на уровне отечественных стандартов, чтобы продукция мини-пекарен не вызывала нареканий со стороны потребителей.

Автор: Марина САВЧЕНКО, специально для “В”