Александр Талько: У церкви и врача одна основа: милосердие

Это давно никого не удивляет: религия вернулась в нашу жизнь. И не только в духовную ее сферу, но и в светскую.И все же кабинет врача и медицину мы считаем вещами сугубо земными. И преклоняемся перед мощью человеческого разума: какое счастье, что над постелью больного пневмонией или дизентерией дитя мы не уповаем лишь на волю божью, а просто даем лекарства и радуемся выздоровлению…Тогда в чем суть этого странного соединения: православные врачи?

23 апр. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1546 от 23 апр. 2004

Это давно никого не удивляет: религия вернулась в нашу жизнь. И не только в духовную ее сферу, но и в светскую.И все же кабинет врача и медицину мы считаем вещами сугубо земными. И преклоняемся перед мощью человеческого разума: какое счастье, что над постелью больного пневмонией или дизентерией дитя мы не уповаем лишь на волю божью, а просто даем лекарства и радуемся выздоровлению…Тогда в чем суть этого странного соединения: православные врачи?

Если врач, то лечи. Если веруешь – хорошо, но оставь все божественное за стенами своего кабинета… «Самые высокие идеалы милосердия врач может черпать только в вере!» - утверждает протоиерей Александр ТАЛЬКО, настоятель православного прихода Святаго Праведного Иоанна Крондштадского и духовный руководитель общества православных врачей.

ЧЕРПАТЬ ИЗ ИСТОЧНИКА

- При нынешнем состоянии вещей между медициной и верой действительно много противоречий, – говорит отец Александр.

– Но так было не всегда. Вспомните первых святых: библейский Лука был врачевателем. На Руси медицина как наука возникала и развивалась в монастырях. И Господь всегда благословлял занятия врачеванием. Или вот эпизод истории: вторая половина ХIХ-начало ХХ века, интенсивные исследования в физиологии, прорыв в медицине – Пирогов, Павлов, Филатов… Это были глубоко верующие люди, причем не «в свободное от работы время» - христианские идеалы стали нравственной основой в профессии, давали творческие силы, вдохновение. И в успехе эти люди видели не свои заслуги, а божий промысел…

В истории науки осталось имя великого хирурга и святителя Войно-Ясенецкого.

Скажу главное: медицина и христианство на Руси всегда имели одну основу – милосердие. При этом силы для благородного своего служения врач может черпать только в вере, других источников нет. Сам человек бесконечно не может быть генератором высоких идеалов.

 Но случилась так, что люди забыли о Боге. И врачевание стало корыстным. Толстый у пациента кошелек – помогут, нет денег – извини… Даже в советские времена, когда я поступал в медицинский институт, высокие моральные идеалы были мотивом выбора профессии у многих моих товарищей. Зарабатывание денег? В какой-то степени, но потом, как вторичное. Сейчас что-то трагически сломалось в профессии… Задача нашей организации – вернуть доктору идеалы милосердия.

ВРЕМЯ СОМНЕНИЙ

- Отец Александр, вы в прошлом врач. И значит, не можете не верить в силу медицинских знаний.

- Но я знаю и другое: нельзя полностью полагаться только на медицину. Есть вещи в мире, которые невозможно объяснить с точки зрения атеизма. В мединституте нас учили: если человек освоил знания – он может практически все. Этакое всесилие знаний. В жизни получилось совсем не так. Я работал в травматологии. И тысячу раз сталкивался с ситуацией, когда по всем законам медицины следовало бы ожидать благоприятного исхода, но вопреки стараниям врачей получалось все иначе… И наоборот: привозили пациента в тяжелейшем состоянии, не хватало медикаментов, но человек быстро поправлялся. Тайна… Или есть тот, кто стоит над этим всем? И лишь ему ведома мера спасения.

Однажды один старенький священник мне сказал: «Знаешь, что кроме прочего обязательно спрашивал земский врач у больного? Давно ли тот причащался и исповедывался». Другими словами, давно ли больной о душе заботился.

- Выходит, вместо того чтобы лечить, православный врач должен вести с пациентом душеспасительную беседу?

- Нет, посоветовать сходить к причастию врач может лишь понимающему, церковному человеку. Если пациент не церковный, лучше промолчать. Но все мы должны помнить, что болезнь напрямую связана с нашей греховностью. И дана то ли за грехи, то ли для вразумления человека, то ли для обережения от большей опасности.

ДЛЯ ЧЕГО БОЛЕЕМ

- Ну вот! И как же это согласуется с современной медициной? Если идею возвращения милосердия уважаемые доктора еще примут, то по поводу причин болезни, боюсь, вы не найдете общего языка…

- Если врач христианин, то для него это ясные вещи. Да и в медицине есть понятие: полиэтиологичность, то есть теория множества причин, вызывающих болезнь. Это и биологические, и социальные, и десятки других. Да, есть вирусы и микробы, но есть еще состояние организма человека. Есть среда, в которой он живет, и другие обстоятельства. Но все они укладываются для православного врача в духовную сферу. И если это принять, то противостоять другим причинам легче.

- Будь болезнь наказанием за грехи, то все плохие люди и настоящие подлецы сплошь превратились бы в инвалидов…

- Заблуждение! Вы берете на себя миссию судить. «Не суди – да не судим будешь» - простая формула евангельская. Кто хороший человек, а кто плохой… Нам далеко не всегда это ведомо. А если даже человек подлец - каждому грешнику Господь дает возможность исправиться. И спастись. И ради этого долго-долго терпит. Зачем? А это уже Божья мера… И врач не станет судить, а будет помогать и лечить.

- Но ведь и хорошие люди болеют!

- Болеют и праведные. Но церковный человек знает, что скорбями и болезнями Господь посещает человека.

- То есть, если человек болеет, это значит, Господь посещает его своей милостью?

- Да, потому что в испытаниях у человека создаются оптимальные возможности очистить душу и найти путь к спасению и вечной жизни. Наверное, потому многие подвижники плакали, когда выздоравливали, поскольку считали, что Божья милость их покинула. Болезнь и скорбь для верующего – как горькое лекарство: неприятно, горько, больно. Но исцеляет от более страшной опасности – болезни греховности.

- Но медицина – это прежде всего профессионализм, да и технология.

- Да. Но один врач при этом, потирая руки, хвалит себя: ай какой я молодец! А другой: слава Богу, это Господь меня вразумляет, дает мне силы… Разница принципиальная.

- Глубоко верующий врач не отстанет от коллег в профессионализме?

- Наука не противоречит религии. Только порой наука бывает ложной, угождая человеку и противопоставляя себя божественным законам. Как, например, клонирование. Или оплодотворение в пробирке. Или методы контрацепции и многое другое.

- Но технология пробирки помогает людям обрести счастье!

- А вы знаете, какой ценой? Оплодотворяют несколько яйцеклеток, оставляют одну или две, остальные убивают. Между тем оплодотворенная клетка – это живая душа, рожденная для вечности. Выходит, «прогресс» сочетается с каннибализмом? Такое вмешательство в промысел Божий невозможно принять.

- Вся медицина – вмешательство в промысел Божий!

- Дело в мере. И еще. Православный врач понимает: здоровье телесное – не самоцель. Слово «здоровье» не зря связано со словом «исцеление», то есть целостность души и тела. Что пользы в богатырском здоровье, если душа оскудела?

СПРАВКА "В"

Валентин Войно-Ясенецкий, архиепископ Лука (1877-1961). Про него говорили: несгибаемый священник с характером протопопа Аввакума. При этом – профессор медицины, автор 55 научных трудов по хирургии и анатомии. А также 10 томов проповедей. По его учебнику «Гнойная хирургия» училось не одно поколение советских хирургов. Три переиздания этого тома, Сталинская премия, медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» - он оперировал и спас сотни бойцов… И бриллиантовый крест на клобук от патриарха Всея Руси. А вот другие строки его же биографии: репрессирован, долгие годы лагерей. Но и там оперировал, лечил – ссыльных, крестьян, охранников. Продолжал вести исследования… И стал  почетным членом духовной академии. Власть, громившая храмы и расстреливавшая священников, терпела хирурга в рясе. И не могла не отдать должное. Вера давала ему силы и мужество...

МНЕНИЕ ВРАЧА

Светлана Матвеева, врач-неонатолог роддома № 4 г. Владивостока:

- Подобные общества православных врачей уже созданы в Москве, Санкт-Петербурге и других городах. Организация во Владивостоке пока делает первые шаги. Но уже проходят встречи в больницах, собрания. Как реагируют врачи? Где-то вполне доброжелательно, во многих отделениях больниц еще до создания общества стояли иконки. В других коллективах – недоверчиво, скептически… Многие не понимают наших идей и настолько озабочены зарабатыванием денег, что задуматься о другом некогда.

Между тем замечено: как только корысть у врача начинает преобладать, он часто теряет свои профессиональные качества. Его преследуют неудачи в лечении. Но покаяться не догадывается…

Говорят: как же лечить без дорогих препаратов, современной техники? Нередко все это в самом деле необходимо. Но всегда ли? Не настаивает ли врач на покупке лишнего – чтобы получить свой процент? Всегда ли оправданно назначает дорогостоящие процедуры? Задумывается ли, что порой можно обойтись методами попроще и подешевле – в интересах пациента?

Но есть и другая сторона: бывает, человек получает хорошее лечение, а сдвигов нет. Кто-то посоветовал: иди причастись. Причастился – и то же самое лечение вдруг дало эффект. Выходит, дело не только в технологиях и препаратах – это все нужно и важно, но мало. Нужно к святыням обращаться, церковные таинства использовать. Душу в чистоте содержать!

 Кстати, будь все фармакологи православными, они не стали бы создавать многих препаратов. Среди них есть лишние. А есть и противоречащие православному учению, например, полученные из тканей эмбриона. Так же как методы лечения. Например, уринотерапия, оккультная медицина (заговоры всякие), биоэнергетика, экстрасенсорика (при этом экстрасенсы прикрываются свечками, иконами). Сомнительная эстетическая хирургия. В геронтологии – омолаживающие процедуры, не укрепляющие здоровье, а способствующие закоснению человека в страстях и пороках. И многие другие.

Еще очень важно помочь людям научиться правильно относиться к болезни. Это значит, понимать причины болезни с духовной точки зрения. А причин таких несколько.

Заболеть человек может из-за грехов своих, и тогда болезнь послана, чтобы он покаялся. А если младенец болеет – повод родителям покаяться.

Вторая причина – для укрепления в вере. Говорят, слава Божия в болезни является. Например, заболел человек, обратился к Богу и исцелился.

Но есть болезни – испытания для людей глубоко верующих, праведных, путь к очищению и спасению.

Когда приходит болезнь, надо, чтобы человек не приходил в отчаяние, не озлоблялся, не роптал и не винил кого угодно. А подумал о жизни своей и душе…

Бывает, рождается больной ребеночек, мама винит всех вокруг, и в первую очередь «врачиху», которая что-то там неправильно сделала. Открываем медкарту: восемнадцатая беременность, вторые роды. А врачиха виновата?

Может быть, потому, что истинно верующий врач не корыстен, боязлив перед Богом, милосерден, пациенты, услышав про наше общество, спрашивают: как попасть на прием к православному врачу?

Среди задач общества православных врачей – просветительская работа, возрождение благотворительной социально-медицинской помощи при православных приходах и монастырях, содействие возрождению православных храмов и приходов при медицинских учреждениях.

Автор: Марина ИВЛЕВА, Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток»