Бюджет Владивостока на 2004 год заминирован

Заканчивается апрель, а Владивосток по-прежнему живет без утвержденного бюджета. Хуже того, нынешняя процедура рассмотрения проекта бюджета в думе города Владивостока и основные параметры принятого в первом чтении документа позволяют сделать вывод: городской бюджет-2004 не будет исполнен и будет опротестован в суде. Председатель постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам думы города Владивостока первого созыва, автор книги «Заблудившийся город» Герман Зверев готов доказать свой вывод цифрами и фактами.

23 апр. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1546 от 23 апр. 2004

Заканчивается апрель, а Владивосток по-прежнему живет без утвержденного бюджета. Хуже того, нынешняя процедура рассмотрения проекта бюджета в думе города Владивостока и основные параметры принятого в первом чтении документа позволяют сделать вывод: городской бюджет-2004 не будет исполнен и будет опротестован в суде. Председатель постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам думы города Владивостока первого созыва, автор книги «Заблудившийся город» Герман Зверев готов доказать свой вывод цифрами и фактами.

Есть три мины, которые взорвут бюджет города Владивостока на 2004 год.

Первая - несоблюдение установленного порядка рассмотрения бюджета. Главный финансовый документ города - это особый документ, а поэтому и порядок его рассмотрения и утверждения депутатами тоже особый. Поскольку до сих пор не утверждено положение о бюджетном процессе в городе Владивостоке, в полном объеме действует глава восьмая регламента думы города Владивостока. В ней подробно прописано, каким образом проект бюджета рассматривается депутатами. Депутаты думы города второго созыва не выполнили требования статей 60, 61 и 62 регламента, передав рассмотрение проекта бюджета не в постоянную комиссию по бюджету, налогам и финансам, а в некую рабочую группу. Порядок формирования и статус рабочей группы не позволяет ей быть органом думы, правомочным выносить на заседания проект бюджета. В главе девятой регламента думы наличие подобных органов не предусмотрено.

Вторая - шаткость бюджетной конструкции. Проект бюджета предполагает резкое увеличение долговой нагрузки на муниципальный бюджет. В 2001 году муниципальный долг по отношению к собственным доходам составлял 7,1 проц., в 2002 году - 10,4 проц., в 2003 году -13,4 проц., в 2004 году администрация города планирует довести этот показатель до 31,2 проц. Муниципальный долг на 1 января 2005 года, по расчетным данным, составит 866 млн. рублей. Однако, учитывая характер исполнения бюджета города в 2003 году, фактический размер муниципального долга на 1 января 2005 года превысит установленный показатель.

В 2003 году в соответствии с утвержденным бюджетом администрация города планировала получить кредиты на сумму 611 млн. рублей. Однако из внесенных в июле 2003 года в думу города Владивостока поправок к бюджету 2003 года следует, что размер взятых кредитов составил по результатам 2003 года 748 млн. рублей. Из указанной суммы погашены кредиты в размере 453 млн. рублей, остаток в размере 295 млн. рублей должен быть погашен в текущем году.

Таким образом, фактический размер кредитов, планируемых к получению в текущем году, составит не 644 млн. рублей, а 939 млн. рублей. Следовательно, в 2005 году долговая нагрузка на бюджет города составит 1,2 млрд. рублей, т.е. 41,2 проц. от собственных доходов бюджета. В этой ситуации во Владивостоке необходимо вводить внешнее финансовое управление.

Третья – бухгалтерское несовершенство бюджета. Проект бюджета предусматривает распределение бюджетных ассигнований между 12 главными распорядителями бюджетных средств, причем 3,7 млрд. рублей, т.е. 96,4 проц. всех бюджетных ассигнований приходятся на одного главного распорядителя бюджетных    средств - администрацию города Владивостока. Утвержденные бюджетные ассигнования не разнесены в тексте бюджета -так, как это сделано в бюджетах 2002 и 2003 годов - в соответствии с указанием Министерства финансов Российской Федерации о порядке применения бюджетной классификации. В утвержденном думой города Владивостока бюджете на 2003 год были установлены 28 главных распорядителей бюджетных средств, причем на главного распорядителя бюджетных средств - администрацию города Владивостока приходилось только 12,6 проц. всех бюджетных ассигнований.

Таким образом, проект бюджета города на 2004 год составлен с нарушением статей 60, 61 и 62 регламента думы города Владивостока и противоречит статьям 33, 34 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Проект бюджета на 2004 год приведет к резкому увеличению долговой нагрузки на городские финансы. Проект бюджета составлен таким образом, что эффективный контроль за исполнением бюджета просто невозможен. По указанным основаниям решение думы об утверждении бюджета города на 2004 год будет опротестовано в суде. Специалисты администрации города это хорошо понимают, но молчат, потому что такой поворот событий им на руку, но почему молчат депутаты – не ясно.