Москва, стань мудрее!

Алексей Волгапкин - горняк, много лет отработал “в горе”, на оловянном руднике “Центральный” в поселке Рудном Кавалеровского района. Позднее рудник стал самостоятельным горнодобывающим предприятием “Дубровское”, но не сумел удержаться на плаву. Сегодня это предприятие не существует. Алексей Волгапкин активно участвовал в профсоюзном движении горняков. Больше 10 лет он - рабочий корреспондент районной газеты. Как он сам говорит, это интервью с губернатором он “взял от имени горняков” в то время, когда губернатор встречался с ними на предприятии.

10 июнь 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №154 от 10 июнь 1997

Алексей Волгапкин - горняк, много лет отработал “в горе”, на оловянном руднике “Центральный” в поселке Рудном Кавалеровского района. Позднее рудник стал самостоятельным горнодобывающим предприятием “Дубровское”, но не сумел удержаться на плаву. Сегодня это предприятие не существует. Алексей Волгапкин активно участвовал в профсоюзном движении горняков. Больше 10 лет он - рабочий корреспондент районной газеты. Как он сам говорит, это интервью с губернатором он “взял от имени горняков” в то время, когда губернатор встречался с ними на предприятии.

- Вы, Евгений Иванович, всегда были противником чубайсовской приватизации...

- Да, еще несколько лет назад я открыто предупреждал: не торопитесь с приватизацией, особенно крупных и градообразующих предприятий. Разве можно простить, что мощная приморская “оборонка”, горнорудные предприятия и другие основные отрасли промышленности края в одночасье почти уничтожены? Вот 27 марта народ и высказал свое мнение - кого он считает правым, кого виноватым в нынешних реформах. Людей, которые вышли на площади своих городов, сел, поселков, я понимаю. Ведь в результате акционирования “по господам Чубайсу и Гайдару” контрольными пакетами акций многих предприятий завладели наши зарубежные “друзья”, не вложив в основные фонды ни копейки, зато теперь выгребающие основную прибыль. А приморских акционеров попросту надули.

- Да, мы здесь видим, как процветает “растащиловка”. Хотелось бы, чтобы депутаты краевой думы приняли жесткие меры по отношению к разного рода жуликам.

- Я вел и веду с ворами непримиримую войну, но не всегда побеждаю, так как зачастую за ними стоят большие силы. Вспомним: как только Евгений Наздратенко начал операцию “Лес”, в ходе которой были вскрыты нарушения более чем на 100 миллиардов рублей, на денежки этой мафии тут же были наняты “писатели”, которые обливали меня грязью. Сразу после проведения операций “Путина”, “Сигнал”, “Иностранец” повторилось то же. И вот что интересно: кто-то, как оказалось, систематически, аккуратно вырезал эти статейки, а потом сшил их стопкой и отослал с комментариями, подписанными “группой экспертов”, а по сути дела анонимными, аж самому Гайдару. Лишь за последние 2 года в край присылали из Москвы более 3 десятков проверок и ревизий. Не нашли ничего. Зря прокатали казенные денежки...

- А обстановка в крае действительно ужасающая. Взять хотя бы наш район. Развалился Хрустальненский горно-обогатительный комбинат, который давал почти треть российского олова. Горняки потеряли перспективы, уверенность в завтрашнем дне, толпы безработных - вот что такое “шоковая ваучеризация”. А ведь чиновники из быстро организованной специальной службы даже премии получали, премии за развал экономики, за разрушение базисных для Приморья отраслей - геологии, цветной металлургии, лесной и рыбной промышленности, мощно оснащенных заводов военно-промышленного комплекса... Евгений Иванович, видите ли вы выход из создавшегося положения, в частности, в горнодобывающей промышленности?

- Безвыходных ситуаций не бывает. Здесь выход вижу в первую очередь в строящемся плавильном заводе в Дальнегорском районе. С его пуском могут возродиться многие рудники, считающиеся сегодня бесперспективными. В думе Приморского края поставлен вопрос, а затем принято решение “О продлении на 1997 год экономического эксперимента по сохранению горнохимической промышленности Приморского края и созданию предпосылок для привлечения в нее иностранных инвестиций”, о предоставлении предприятиям горно-химической промышленности Приморья налоговых льгот.

* * *

После разговора с губернатором мне довелось поговорить и с генеральным директором АО “Электрум” Игорем Шибневым, директором компании, занимающейся строительством завода.

- Игорь Алексеевич, в какой стадии строительство и какие перспективы ожидаются при вводе его в эксплуатацию?

- Объем строительных работ выполнен на 80 процентов. С пуском завода будут обеспечены работой все горнодобывающие предприятия севера Приморья за счет комплексной переработки полиметаллических руд. Но владельцем завода является швейцарская фирма “Гленкор-интернэшнл”, скупившая контрольный пакет акций.

- Выходит, что сливки будут снимать чужие дяди?

- Выходит, так. Для них главное - вывезти концентрат. А нам важно торговать не полуфабрикатом, а готовой продукцией, то есть цветными металлами.

- Можно ли вернуть завод коллективу?

- Да, выплатив за него иностранцам большие деньги, которых у нас нет. Любое же грубое вмешательство повлечет за собой непредсказуемые последствия...

Кричать хочется от обиды! Мы много требуем от губернатора, взваливая и на него вину за наши беды. А ведь следует и другое понять: нужно не силовое единоборство между Москвой и Владивостоком. Столица, конечно, в рукопашной окажется сильнее. Надо не побеждать окраины - пример Чечни о многом говорит, - надо столичным реформаторам понимать: силком в светлое будущее капитализма нас не затащишь. Нужна мудрая экономическая политика. А вот в этом Москва пока ничуть не сильнее своей далекой окраины.

Автор: Алексей ВОЛГАПКИН, рабочий, специально для “В”