Пенсия как травма

Многие приморские пенсионеры уже получили на этой неделе свои увеличившиеся пенсии, однако особого ликования от прибавки большинство не выказывает. Напротив - вздыхают, сетуют: - Добавили меньше чем полторы сотни, а цены на продукты, лекарства и тому подобное растут так, что эта прибавка не окупит подорожание всего самого необходимого. Да и насчет субсидии теперь неясно…

9 апр. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1538 от 9 апр. 2004

Многие приморские пенсионеры уже получили на этой неделе свои увеличившиеся пенсии, однако особого ликования от прибавки большинство не выказывает. Напротив - вздыхают, сетуют: - Добавили меньше чем полторы сотни, а цены на продукты, лекарства и тому подобное растут так, что эта прибавка не окупит подорожание всего самого необходимого. Да и насчет субсидии теперь неясно…

Так называемую жилищную субсидию во Владивостоке оформляли кому на три месяца, кому на полгода. Как раз на днях этот срок закончился. Пришедших в отдел субсидий не обрадовали: мол, начислить пока не можем, поскольку справочки из районного управления Пенсионного фонда о сумме вашей обновленной пенсии запаздывают, к нам еще не поступили.

Баба Надя с бабой Томой решили сами доставить нужные справки из Пенсионного фонда. В районном управлении таких, как эти старушки, оказалось полным-полно. Выстояв очередь и получив вожделенные справки, пенсионерки понесли их в отдел субсидий.

Правда, бабе Наде пришлось еще раз возвращаться в Пенсионный фонд: ей в запарке выдали не ее справку, а какой-то другой старухи. Ослабевшая за время Великого поста, который она строго соблюдала, баба Надя, как она говорит, «еле доползла за субсидией». А начислили нынче старухам пособие только на один месяц - апрель.

- Потому что будут вычитать из 208 рублей субсидии на отопление 135 рублей, прибавленных к пенсии, - уверены бабушки.

Скорее всего они ошибаются, но толком по этому вопросу им никто ничего еще не объяснил. Поэтому ясно одно: прожить даже на увеличившуюся пенсию по-прежнему трудно. Было, например, 1730 рублей, стало 1865. Причем это считается в нашей стране весьма неплохой суммой, поскольку среднегодовой размер трудовой пенсии-2004 в итоге составит 1884 рубля в месяц (у многих-то пенсия и поменьше), а прожиточный минимум пенсионера в этом году достигнет 1900 рублей.

Минимум - он и есть минимум, самим словом уже все сказано. На 1900 рублей прожить, то бишь просуществовать, возможно, но качество этой жизни, безусловно, убогое. Ведь стоимость жизни неуклонно растет.

К примеру, в феврале, по данным крайкомстата, потребительские расходы жителя Приморья составили 3328 рублей. Это в среднем. Соответственно, баба Надя уложилась в свои 1730 рублей, кто-то жил весь февраль на социальную пенсию - менее 1200 рублей, ну а потребитель обеспеченный ни в чем себе не отказывал.

К слову, сейчас согласно подсчетам нового правительства страны размер средней пенсии по отношению к средней зарплате составляет всего-то 30 процентов.

- Этого недостаточно, - сказал недавно в телевизионном эфире руководитель Минфина Алексей Кудрин. - Задача - выйти на соотношение в 40 процентов.

Дай-то бог… Но когда? За счет чего? Те приморцы, кто как участники войны, вдовы фронтовиков, труженики тыла, инвалиды пользуются льготами при оплате жилья, телефона и т. п., с ужасом услышали в том же телеэфире планы экс-главы Пенсионного фонда, а ныне министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова отменить с 2005 года большинство льгот.

Их как бы компенсируют деньгами, выделив из бюджета 164 миллиарда рублей на увеличение зарплат и пенсий. Похоже, действительно и выделят, и повысят, да только мероприятие это будет разовым, а тем временем продукты, прочие товары и услуги будут так же, как сейчас, регулярно дорожать.

Вот и во Владивостоке постепенно растут тарифы на те или иные услуги. Скажем, еще недавно в графе «Содержание и текущий ремонт жилого фонда» ежемесячного счета-квитанции ставка оплаты была 4.13, теперь - 4. 51. Соответственно начисляли, например, по двухкомнатной «хрущевке» 180.07, нынче - 196.64. Значит, кто-то из пенсионеров на эти отминусованные у него 16 рублей обделит себя хлебом или бульонными кубиками.

Неудивительно, что местные пенсионеры, у которых, как говорится, каждый рубль на счету, с трепетом ждут обещанного единовременного пособия - 200 рублей «копыловского» вспомоществования и 600 - «дарькинского». Эти деньги - суммы-то в общем выходят для города и края немалые - выдают не сразу всем, а по районам, поочередно. Некоторые старики боятся не дождаться, не дожить и звонят через день да каждый день к нам в редакцию:

- Во Фрунзенском районе пенсионерам выдали копыловские 200 рублей, а в нашем - нет. Почему так? Ведь абсолютно все дороже становится. Вот вы, журналисты, это замечаете?

Замечаем. Мы видим, что в нашей постреформенной стране даже физические законы порой «не работают». Ученые говорят, что в природе ничего не исчезает, а мы-то знаем - не исчезает ничего, кроме дешевых товаров. А что касается пенсии, то она как травма - бывает просто несовместима с жизнью.

Автор: Светлана ЖУКОВА, "Владивосток"