«Поход на пиво» начался с Тихого океана

На прошлой неделе краевой парламент поддержал предложение своего председателя Сергея Сопчука о внесении в Государственную думу законодательной инициативы, призванной ограничить потребление пива несовершеннолетними и его рекламу на телевидении, как нацеленную прежде всего на подростков.

2 апр. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1534 от 2 апр. 2004

На прошлой неделе краевой парламент поддержал предложение своего председателя Сергея Сопчука о внесении в Государственную думу законодательной инициативы, призванной ограничить потребление пива несовершеннолетними и его рекламу на телевидении, как нацеленную прежде всего на подростков.

Как сообщил корреспонденту “В” сам автор принятого депутатами постановления Законодательного собрания, суть предложения состоит в комплексном подходе: Госдума должна изменить три действующих федеральных закона. Речь идет о ст. 2 ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции”, а также ст. 6 ФЗ “О рекламе” и ряда статей Кодекса об административных правонарушениях. По словам Сергея Сопчука,  “во-первых, нужно отнести пиво крепостью 8 и больше градусов к алкогольным напиткам (сейчас таковым считается пиво крепче 12 градусов. – Прим. авт.), во-вторых – ограничить рекламу любого пива, поставив его в один ряд с табаком и крепкими алкогольными напитками, и, наконец, определить административную ответственность за распитие пива в общественных местах, появление в нетрезвом виде и вовлечение в распитие несовершеннолетних”.

Одним из прозвучавших с трибуны ЗС Приморья аргументов в пользу инициативы Сопчука стало “серьезное  опасение, которое  вызывает массированная реклама пива на всех каналах телевидения с главной идей “только с пивом можно отлично провести свободное время”. Как следствие, большинство подростков не считают пиво алкогольным напитком и  свободно приобретают его в торговых точках, не боясь ответственности”.

Следует отметить, что начатый на берегах Тихого океана поход на российских производителей пива является уже вторым в новейшей истории России. Не далее как в декабре 2000 года главный санитарный врач России Геннадий Онищенко подписал постановление «Об усилении госсанэпидемнадзора за пивоваренной продукцией», в котором также предложил министерству по антимонопольной политике проверить рекламу пива на предмет соответствия ее закону «О рекламе».

В ответ пивовары всей страны приняли свои меры воздействия на главу санэпидемнадзора РФ: обращались с требованием отмены этого документа в Минздрав, министерство по антимонопольной политике, лично к председателю правительства РФ, президенту и даже обвиняли господина Онищенко в подлоге документов и сговоре с производителями водки. “Пивное лобби” дополнили известные артисты - Филипп Киркоров, Алла Пугачева, Олег Газманов и др. В итоге лично Михаил Касьянов через министра здравоохранения Юрия Шевченко посоветовал господину Онищенко отменить постановление. По словам Шевченко, главный санитарный врач РФ превысил свои полномочия, занявшись, по сути, регулированием пивного рынка, а заявление о «внутриутробном пивном алкоголизме» является плодом фантазии главсанврача.

Эта победа пивоваров не умалила аргументы медиков. Тылы главного санитарного врача укрепляли  медицинские светила: его идеи поддержали академики РАМН, известнейшие врачи, среди которых Ренат Акчурин, Виктор Савельев, Евгений Чазов, Леонид Бокерия и многие другие. “Употребление пива в разумных количествах взрослыми здоровыми людьми не оказывает на них негативного влияния”, - изложили они свои мысли в письме Михаилу Касьянову. Однако, по их мнению, поскольку пиво доступно каждому и реклама его направлена на подростковую часть населения, “в медицинские учреждения все чаще поступают дети 12 - 14 лет и подростки с явлениями алкогольного отравления”. Ученые оговариваются, что не выступают за сокращение производства пива, но считают необходимым ограничить его продажу лицам моложе 18 лет и не допускать выпуска пива с повышенным содержанием алкоголя.

В обращении академиков РАМН к Михаилу Касьянову указывалось, что “реклама пива нацелена прежде всего на подростковую часть населения... Существует угроза возникновения проблемы пивного алкоголизма у детей и подростков. Медицинская общественность с пониманием относится к принятию постановления главного санитарного врача от 21 декабря 2000 г. Нам представляется необходимым разработать проект федерального закона, регламентирующего производство и реализацию пива”.

Таким образом, у рожденной в Приморье законодательной инициативы – богатая предыстория и серьезный научный фундамент.

Автор: Александр КАРТАШОВ, «Владивосток»