Нелегковые перевозки

Наступил апрель, и городское население в массе своей потянулось на дачные участки. И, конечно же, не с пустыми руками. Напротив, загруженными под завязку всевозможной дачной утварью, инструментами и стройматериалами.

2 апр. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1534 от 2 апр. 2004

Наступил апрель, и городское население в массе своей потянулось на дачные участки. И, конечно же, не с пустыми руками. Напротив, загруженными под завязку всевозможной дачной утварью, инструментами и стройматериалами.

Для владельцев микрогрузовиков или хотя бы микроавтобусов весеннее переселение на родную фазенду не представляет особого труда. А вот тем дачникам, в чьем распоряжении обычная легковушка, справиться с перевозкой всего необходимого для дачной жизни и работы весьма непросто. Загрузить двухсотлитровую бочку для воды или пару кубометров пиломатериалов в багажник легкового автомобиля вам вряд ли удастся, а уж в салон и подавно. Что же делать в такой ситуации?

Вариантов, на наш взгляд, три.

Проще всего «зафрахтовать» грузовичок у своего родственника, друга или  знакомого. В этом случае перевозка крупногабаритного или тяжелого груза обойдется вам в стоимость топлива на дорогу туда и обратно, а также на пару бутылок беленькой с соответствующей закуской. Если же знакомого грузовичка на примете у вас нет, то можно без труда найти и чужой. Слава богу, во Владивостоке их пока хватает. Правда, двумя бутылками  в этом случае вы вряд ли отделаетесь….

Второй вариант решения проблемы дачных грузоперевозок - обзавестись специальным легковым прицепом. Например, «Скифом». Правда, здесь есть одно «но»: зачастую такой прицеп стоит дороже, чем автомобили многих приморских дачников. Да и хранить его где-то надо. В общем, овчинка выделки не стоит. Поэтому большинство автомобилистов-дачников выбирают самый дешевый и распространенный способ перевозки материалов - багажник на крыше. Вот ему-то и будет посвящен сегодняшний выпуск «Поехали!».

Багажник на крыше - штука удобная. Затраты на сам багажник минимальные - стоит он от двухсот до пятисот рублей. Зато сколько всего на него можно положить!.. Но именно это удобство и играет злую шутку с автолюбителями-новичками. Конечно, ширина «антресолей» позволяет разместить вдвое-втрое больше груза, чем родной багажник автомобиля, да и сама конструкция выдерживает значительный вес - килограммов этак 200-300. Однако крепление всех известных на сегодняшний день моделей багажников на крышу таково, что под слишком большим весом они попросту могут сорваться. Кроме того, крыши и боковые стойки подавляющего большинства легковушек не рассчитаны на нагрузки более 100 кг без ущерба для автомобиля. Поэтому не удивляйтесь, если, перевезя на дачу очередную порцию стройматериалов, вы обнаружите, что дверцы стали закрываться с некоторым трудом. Но даже если нет ярко выраженных серьезных последствий, не обольщайтесь: нагрузки, превышающие максимальные, в полтора-два раза сокращают срок службы покрышек. А нагрузка на двигатель, узлы трансмиссии и подвеску автомобиля и вовсе возрастают в 2-3 раза. Чтобы снизить негативное воздействие «верхнего» багажника, следует запомнить несколько правил его загрузки.

Первое. Оптимально возможный вес, который могут выдержать крыши отечественных автомобилей, - 60-70 кг, а иномарок - 80-90 кг.

Второе. Особое внимание уделите закреплению груза. Любой груз необходимо располагать равномерно по ширине багажника. Чем больше его габариты, тем в больших местах он должен быть притянут к багажнику. Трубы, доски, брусья следует притягивать не менее, чем в шести-семи местах. Веревка, используемая для крепежа, не должна сильно растягиваться. Лучше крепить груз двойной веревкой.

Правило третье. Листовые материалы, ширина которых равна или меньше ширины багажника, нужно столько раз обмотать веревкой, сколько это возможно: хоть с шагом в один сантиметр. Если листы по длине больше багажника, поток встречного воздуха начнет раскачивать передний край. Поэтому располагать листы надо так, чтобы выступающий передний край был в два раза меньше заднего. А лучше зажать его более длинными досками или брусками: двумя снизу и двумя сверху - так, чтобы концы досок выступали с обеих сторон. Перевязанные между собой верхние и нижние доски будут гасить колебания выступающих краев. Листы, ширина которых превышает ширину багажника, лучше вообще не перевозить на крыше, так как любой крепеж будет ненадежным.

Четвертое. Время от времени останавливайтесь и проверяйте крепеж.

И, наконец, правило пятое. Не пытайтесь ездить на нагруженном автомобиле с большой скоростью. Во-первых, пожалейте машину - вы же не бегаете с рюкзаком на плечах. Во-вторых, загрузка багажника повышает центр тяжести машины, а значит, снижает ее устойчивость и ухудшает управляемость. В-третьих, груз на крыше создает дополнительное аэродинамическое сопротивление, что еще больше увеличивает нагрузки на автомобиль. Особенно это относится к объемному и листовому грузу. И в-четвертых, даже пустой багажник увеличивает расход топлива на 10-20 процентов. А про загруженный и говорить не приходится. И если при движении со скоростью 40 км/ч поездка в Кипарисово обойдется вам в лишние полтора-два литра бензина, то при скорости 90 км/ч – расход топлива возрастет уже вдвое. Так что прежде, чем «давить на газ», подумайте, а необходима ли вам «срочная доставка» груза на дачу…

Автор: Вадим ДМИТРИЕВ, специально для «В»