Вдохновляет ли вас весна на творчество, дает энергию, силы и новые идеи?

Электронные версии
Мегаполис

Человеку тесно в городе

В газете «Владивосток» состоялся «круглый стол», посвященный уплотнению застройки краевого центра, в котором приняли участие ведущие специалисты краевой и городской администрации, представители думы г. Владивостока, архитекторы, юристы, работники культуры. Эта тема в последние годы стала довольно острой не только для столицы Приморья. В Санкт-Петербурге, к примеру, уже три года действует распоряжение губернатора «Об участии граждан в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности». Но даже это не может избавить город от многочисленных конфликтов между горожанами и застройщиками (слишком высока цена вопроса). Основные причины таких конфликтов стандартны: отсутствие детального и проработанного законодательного регулирования градостроительной деятельности, а также должного контроля.

В газете «Владивосток» состоялся «круглый стол», посвященный уплотнению застройки краевого центра, в котором приняли участие ведущие специалисты краевой и городской администрации, представители думы  г. Владивостока, архитекторы, юристы, работники культуры. Эта тема в последние годы стала довольно острой не только для столицы Приморья. В Санкт-Петербурге, к примеру, уже три года действует распоряжение губернатора «Об участии граждан в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности». Но даже это не может избавить город от многочисленных конфликтов между горожанами и застройщиками (слишком высока цена вопроса). Основные причины таких конфликтов стандартны: отсутствие детального и проработанного законодательного регулирования градостроительной деятельности, а также должного контроля.

Что говорить о Владивостоке, где несколько лет назад вообще была ликвидирована «как класс» должность главного архитектора (эти обязанности возложены на управление архитектуры и строительства), а градостроительные советы стали настоящей редкостью? Не случайно тема уплотнения застройки, поднятая в очередном выпуске «Архимиров» («Владивосток», 27 февраля 2004 г.), вызвала такой живой отклик у горожан.

Впрочем, мы намеренно оставили за рамками обсуждения извечный русский вопрос «Кто виноват?» с тем, чтобы совместными усилиями во время обмена мнениями поискать ответ на другой, более важный и значимый сегодня - «Что делать?». Что необходимо предпринять, чтобы жизнь во Владивостоке стала красивой, комфортной и уютной, чтобы из столицы Приморья не хотелось уезжать? Это и стало предметом разговора, который продолжался около полутора часов. Сегодня мы публикуем его с некоторыми сокращениями.

ПОДАРОК К ЛЕТУ – ОБНОВЛЕННЫЙ ГЕНПЛАН

Анатолий Колпаков, начальник управления архитектуры и строительства администрации г. Владивостока:

- Уплотнять застройку города необходимо с учетом нашего рельефа, дефицита территории, пригодной для застройки. Первопрестольная и северная столицы, несмотря на более благоприятную ситуацию со свободными территориями, планируют развиваться за счет уплотнения застройки. Сегодня нет опробированных правил, которые бы регулировали уплотнение застройки.

Юрий Копылов правильно сделал, когда еще в 2001 году подписал задание на проектирование институту Приморгражданпроект по корректировке генерального плана г. Владивостока. Буквально через несколько месяцев, в июне - начале июля, мы сможем увидеть предмет нашего разговора воочию.

А пока мы должны скорректировать старые правила застройки, которые датируются еще 1995 годом. Что касается конфликтных ситуаций, которые возникают при застройке города, чаще всего они необоснованные. Сегодня проекты проходят все согласования: главного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, санэпиднадзора, экологическую экспертизу, а также контроль вневедомственной, то есть независимой, экспертизы. Только после этого мы даем разрешение на начало строительства.

- Но если возникает одна конфликтная ситуация за другой, значит, не все вопросы согласовываются?

- Поясню: возьмем жителей домов № 18, 20 на ул. Овчинникова, которые уже не один год выступают против строительства нового жилья в их микрорайоне. Мы не раз встречались с ними: в нашем управлении, на городском, краевом градостроительном совете. Объясняли, убеждали, а они свое: «Все равно не дадим дом строить. До Путина дойдем, но не дадим». А ведь, уплотняя застройку, мы меняем инженерные сети на новые, предусматриваем благоустройство с учетом окружающего жилья.

- Почему бы тогда во избежание конфликта через средства массовой информации, специальные стенды не уведомлять горожан о том, какой объект планируется разместить в том или ином месте?

- Мы регулярно даем такие объявления в газете. Если этого недостаточно, можно устраивать встречи в нашем управлении, вести диалог с жителями непосредственно в микрорайонах.

- К слову, Анатолий Николаевич, что планируется предпринять в отношении автостоянок, которые зачастую размещаются на детских площадках, в зеленых зонах и даже на школьных стадионах, вызывая вполне справедливые нарекания у горожан. К тому же они крадут огромные земли у города. Когда у нас начнут строиться автостоянки XXI века?

- Еще в прошлом году глава администрации г. Владивостока принял постановление, согласно которому любая постройка в центре города должна предусматривать подземную парковку. На днях Ю. М. Копылов собрал предпринимателей города, чтобы посоветоваться как раз по этому вопросу. Принято решение приступить к строительству многоярусных автопарковок во Владивостоке. К сожалению, мы не можем позволить себе зарубежные образцы - миллион долларов стоит парковка на 200-300 машин южнокорейского образца. Таких денег у города, понятно, нет. Будем делать свои парковки, тоже многоярусные, подземные, на 200-300 машин. Площадки старого образца отныне согласовываться уже не будут.

- Есть предложение от газеты «Владивосток» - возродить традицию публичных градостроительных советов, с присутствием средств массовой информации и городской общественности.

- Нет возражений.

- Кстати, как часто сейчас проходят градостроительные советы?

- К сожалению, полтора последних года мы их не проводили, да в общем-то в них и надобности не было. Сегодня градостроительные советы проводятся только по значимым для города объектам. В Москве, к примеру, Лужков в градостроительный совет включил помимо архитекторов (их всего шесть человек) строителей, психологов, социологов.

В подобном разрезе мы провели градостроительный совет совместно с экономическим, когда рассматривали концепцию генерального плана г. Владивостока.

Следующий градостроительный совет состоится в апреле. Его тема: строительство нового гостиничного комплекса на мысе Бурном.

Могу сообщить, что на днях подписан протокол о намерениях с двумя московскими компаниями. В частности, они будут вести строительство в 71-м микрорайоне объемом около 150 тысяч кв. метров жилой площади. Возводиться будет как элитное, так и социальное жилье и жилье повышенной комфортности (предположительная стоимость 1 кв. м жилой площади социального жилья - 350-370 долларов). Первый дом, по планам, родится уже до конца этого года.

100 ДОЛЛАРОВ ЗА КВАДРАТНЫЙ МЕТР – ЭТО РЕАЛЬНОСТЬ

Александр Юртаев, депутат городской думы г. Владивостока:

- Могу сказать, есть еще более дешевые проекты. К примеру, пятиэтажная 30-квартирная блок-секция с мансардой, железобетонный дом (панели может делать наш завод ЖБИ-3). Здесь 1 кв. метр жилой площади обойдется в 100 долларов. Такие дома будут привлекательны прежде всего для молодых семей, сюда также можно переселять семьи из ветхого жилья и бараков. Уже сегодня их можно возводить в бухте Щитовой, на Тихой, в разоренных военных городках на острове Русском.

Все расчеты есть, они были переданы в краевую и городскую администрации больше года назад. Как, впрочем, и предложение о запуске во Владивостоке монорельсовой дороги, экологически чистого средства передвижения – хотя бы для частичной разгрузки транспортного потока краевого центра (для этих целей можно использовать простаивающую железнодорожную узкоколейку вдоль Золотого Рога). Но это предложение тоже попало под сукно.

И градостроительный устав г. Владивостока тоже. Мы передали его на рассмотрение в администрацию г. Владивостока в прошлом году. А ведь именно устав создает систему правового градостроительного регулирования и рационального использования городских территорий. А также предусматривает участие граждан в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности и процедуру решения спорных вопросов.

А. Колпаков:

- Градостроительный устав рассматривается, через месяц-два будет передан в думу г. Владивостока.

НАДО ЖАЛЕТЬ ИНВЕСТОРА?

Анатолий Подопригора, заведующий сектором реализации и развития генерального плана г. Владивостока:

- ...Если раньше градо-строительные вопросы решало государство, то сейчас это берет на себя инвестор. И мы должны с ним считаться, хотим мы этого или не хотим. Вот еще в чем проблема.

Елена Иванникова, консультант департамента строительства и архитектуры администрации Приморского края:

– Мы не должны идти на поводу у инвестора. Новое законодательство, в том числе и земельное, говорит о том, что к этому вопросу необходимо подходить с позиции интересов города, его жителей и архитектурного своеобразия города.

И ДЕРЕВЬЯ НА КРЫШЕ…

Виталий Вольтер, главный архитектор «Промстройниипроекта».

- Раньше мы проектировали генеральный план как идеальную модель, к которой надо прийти. Сегодня мы должны разработать схему, идею развития, по которой администрация сможет управлять территориями. А на тех землях, которые особенно ценны для Владивостока, следует детально разработать застройку. Тогда не будет возникать вопросов, почему здесь появилось то или иное здание, а не сквер. Причем принятые решения следует обязательно придать гласности. Обсудить это с жителями города. Тем более что этого требует ст. 18 Градостроительного кодекса РФ.

Надо конкретно подходить к каждой площадке. Все СНИПы сейчас стали довольно либеральными. Они рассчитаны на высокую квалификацию архитекторов, на их профессиональную этику.

И еще, если при старом генеральном плане мы как-то «вытянули» нормы по озеленению (так как была посчитана пригородная лесопарковая зона), то сегодня ситуация аховая. Все сложнее найти свободные земли для скверов.

- И как же быть?

- Скверы, разумеется, нужно создавать. А еще можно, например, строить террасные дома на южных склонах. И недостаток зеленых насаждений компенсировать террасными крышами с элементами озеленения, которые будут эксплуатироваться самими жильцами.

Широтные дома Владивостоку не подходят (а строится их много). За ними образуются конверты теней. Пройдите по улицам Пушкинской, Русской – везде «северные» наледи, которые убрать можно только ломиком.

При уплотнении застройки не обойтись без реконструкции старых кирпичных домов, так называемых хрущоб. Существует несколько программ по реанимации такого жилья, которые предусматривают усиление конструкций, перепланировку, надстройку мансарды (СНИП дает такое право) без лифта, шестым этажом. Но во Владивостоке эта программа пробуксовывает. И в немалой степени из-за эгоизма жильцов, с ними очень трудно договориться. Это уже не технические, а политические вопросы.

Что касается генерального плана, произошел парадоксальный случай. Владивосток сегодня не дорос до тех параметров, которые были заложены в старом генплане. Ни по каким позициям. Но новый план нужен как воздух, город задыхается в прямом и переносном смысле – нужна новая транспортная схема города.

Причем уповать на то, что новый генеральный план решит все вопросы, не стоит. Основные параметры транспортной схемы, заложенные в плане, сегодня уже нарушены по многим позициям. За этой стадией должна последовать новая - разработка проектов детальной планировки, прежде всего это центр Владивостока. Здесь обязательно должен быть учтен проект сохранения исторических памятников.

***

Пристройка нового высокоэтажного здания к бывшему доходному дому (ул. Мордовцева, 8), памятнику архитектуры XIX века, нарушила целостность исторической застройки. По стене старого дома пошла трещина.

Сооружение мансарды на доме № 8 на ул. Светланской (памятник архитектуры) привело к разрушению старинного парапета, венчающего карниз.

Снесен памятник деревянного зодчества - жилой дом № 14 на ул. Абрековской ( из последних сведений отдела сохранения памятников филиала ГУ «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» Министерства культуры РФ по Дальневосточному федеральному округу).

СОХРАНИТЬ ЛИЦА НЕ ОБЩЕЕ ВЫРАЖЕНИЕ

- В начале 90-х годов готовился комплексный проект реставрации старых кварталов Владивостока, учитывая их историческую ценность. Насколько известно, он так и не был утвержден?

Людмила Родионова, начальник отдела охраны историко-культурного наследия управления культуры администрации Приморского края:

- К сожалению, нет. Это требует большой согласовательной работы на уровне всех надзорных инстанций.

Что касается сегодняшней застройки во Владивостоке, она не регулируется, все происходит довольно хаотично. Ведь все права и полномочия по застройке во Владивостоке отданы в руки администрации краевого центра. И порой приходится удивляться, как возникают на том или ином месте новые здания. Возводить отдельные здания в центре города, причем явно направленные не на то, чтобы город был лучше, а для того, чтобы решать интересы каких-то отдельных строительных или инвестиционных фирм - думаю, город не должен идти на это.

Сложилась ситуация, когда львиная часть торговых центров и офисов размещается в центре города, и без того перегруженном. Насколько это оправдано – никто не анализирует. Вот в этом я вижу стихийность. Администрации Владивостока следовало бы разработать одновременно с корректировкой генплана ряд градостроительных документов, которые регулируют размещение отдельных объектов, благоустройство вокруг них, транспортные и людские потоки и т. д. И обсудить их с горожанами, а также с участием наших органов охраны культурного наследия.

Еще 10 лет назад, когда в Союзе архитекторов мы обсуждали тему реконструкции Миллионки, многие очень сомневались, что это можно «поднять».

Но время пришло, и сегодня это уже реальность.

Татьяна Яхно, директор автономной некоммерческой организации «Культурное наследие»:

- Уплотнение застройки за счет реставрации старых кварталов – это очень хороший вариант. Но здесь важен единый комплексный продуманный план реконструкции. И еще одно «но»: фактически все помещения в таких зданиях раскуплены частными лицами, здесь можно насчитать от пяти до 10 пользователей. При этом конструкции здания практически не укрепляются. Это большая проблема, которую следует срочно решать. Внутри можно сделать дорогой евроремонт, но само здание при этом остается с ветхими перекрытиями, мокнущими фундаментами, прогнившими сетями.

 

УНИВЕРМАГ «ЦЕНТРАЛЬНЫЙ» СПУСТИЛСЯ ПОД ЗЕМЛЮ

Елена Иванникова, консультант департамента строительства и архитектуры администрации Приморского края:

- Уплотнение застройки, увы, сегодня ведется довольно агрессивно. Свидетельство тому – многочисленные жалобы от горожан. И говорить о том, что здесь нет определенных правил, будет не совсем верно. Существуют градостроительные нормативы, Строительный кодекс РФ, которые никто не отменял. Здесь важен контроль, который должно осуществлять в первую очередь управление архитектуры и строительства администрации г. Владивостока.

Самые болевые точки здесь - пресловутые красные линии, которые при уплотнении застройки зачастую приходится нарушать, отодвигать. Второе - обеспечение баланса территории. Возникновение любого нового объекта в старой застройке должно учитывать не только площадь застройки, но также, скажем, нормативное обеспечение зелеными насаждениями, а это 6 кв. метров на человека - по нормам СНИПа.

- Вы можете назвать пример удачного, на ваш взгляд, уплотнения застройки?

- Реконструкция универмага «Центральный» на ул. Светланской. В этом новом торговом комплексе грамотно и технологично использовано подземное пространство. Единственный вопрос, который не удалось решить, - это парковка.

Сейчас идет разработка схемы зонирования центральной части города Владивостока. Это очень актуальный вопрос, без которого, кстати, нельзя приступать к разработке градостроительного устава г. Владивостока.

И еще одна больная тема, которая давно требует решения. Это работа с населением. В Америке, например, созданы специальные службы архитекторов, которые этим занимаются. И это очень правильно. Жильцов нужно аргументированно и доказательно убеждать в выгодах новой застройки.

- А если все-таки жильцов не убедили?

ОБЪЕДИНИТЕСЬ - И ВАС УСЛЫШАТ!

- Владимир Мельников, заведующий конторой адвокатов «Мельников и партнеры», член совета Приморской краевой коллегии адвокатов:

- Передо мной лежит выдержка из ст. 3 Градостроительного кодекса РФ, где отражена суть вопроса. Когда в старую застройку приходит новая стройплощадка, должны совпасть интересы трех сторон: власти, коммерческих структур и общественности. Вот здесь-то и возникает проблема. Как правило, самой уязвленной стороной становятся горожане. Они имеют право отстаивать свои претензии в судебном порядке, настаивать на независимой экспертизе, но по опыту скажу – здесь нужно объединить усилия и действовать цивилизованно. Вопросы оппонирования одиночек неконструктивны.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Александр Юртаев, депутат думы г. Владивостока:

- Если учитывать все долги, которые имеет Владивосток, в том числе хозяйственные, а также кредиты – это больше 1,5 млрд. рублей, то есть свыше 40 процентов бюджета. Отсюда следует, что Владивосток – город-банкрот. Мы можем говорить сегодня о чем угодно, но без совместной конструктивной работы городских и краевых властей, продуманного генерального плана, жесткого контроля за исполнением градостроительной политики ничего не сможем изменить в существующей сейчас стихийной застройке Владивостока.

Вы спросите: где взять деньги? Отвечаю – на торгах. Тогда у нас появятся сотни инвесторов, и не только китайских. И Владивосток сохранит свой европейский стиль, который ему принадлежит с рождения.

Людмила Родионова, начальник отдела охраны историко-культурного наследия управления культуры адмиинстрации Приморского края:

- Действительно, легализованный конкурс земельных участков, как это регламентирует нам Земельный кодекс, поможет значительно пополнить городскую казну. Причем здесь нужны тендеры с указанием целевого назначения дорогого элитного для города участка, характера застройки и так далее. Тогда Владивосток будет процветать и хорошеть. А значит, жить в нем будет радостно и приятно.

***

Ждем от вас, дорогие читатели, новых сообщений не только о «конфликтных адресах» застройки, но также новые конструктивные предложения по совершенствованию градостроительной политики во Владивостоке, по участию горожан в ее обсуждении и принятии решений.

Наш адрес: г. Владивосток, Народный пр., 13, газета «Владивосток», «Архимиры»

 

  • Париж – это населенное одиночество (Ф. Мориак)
  • Женева – самый большой маленький город в мире (NN)
  • Лондон – чудесное место для жизни, если вы можете уехать из него (А. Бальфур)
  • Нью-Йорк – город, где человеку мало прока от автомобиля и хороших манер (М. Маклофлин)
  • Лос-Анджелес - место, где о приходе весны узнаешь по тому, что смог зеленее  (NN)
  • Венеция – все равно что коробка шоколадных конфет, съеденная за один присест (Т. Капоте)

Какое из этих определений подходит Владивостоку?

Предложите свое! Конт. тел. 415-670. e-mail. : kalib@vladnews.ru

Автор : «Круглый стол» вели Татьяна БАТОВА, Тамара КАЛИБЕРОВА, Юрий МАЛЬЦЕВ, Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток»

comments powered by Disqus
В этом номере:
Международное ДТП

Очередное дорожно-транспортное происшествие с участием представителя иностранной дипмиссии произошло в Приморье. На этот раз – со смертельным исходом.

Капали слезы… с потолка

«Мы давно уже смирились с тем, что ремонт подъездов, установка кодированных дверей в подъездах – забота жильцов, - сетует читатель нашей газеты с улицы Зои Космодемьянской, дозвонившись на «Горячую линию» «В», - но ремонтировать крыши-то мы не в силах! С 70-го года, как сдан наш дом, ни одного капитального ремонта! Крыша течет. Написали мы коллективную жалобу, пришли ремонтники, содрали кровлю, положили тонкий слой рубероида - еще хуже стало. Они себе «галочку» поставили и рады, а мы опять со своими проблемами остались. Пошли к городским властям, а там и бумажка имеется - ремонт сделан. И выставили нас кляузниками».

Америка нам поможет?

Вчера в Юридическом институте ДВГУ прошел семинар «Международный и отечественный опыт противодействия коррупции» в рамках проекта «Остановим коррупцию», который осуществляется в Приморье компанией «Менеджмент Системс Интернешнл» (MSI) из США с сентября прошлого года.

Владивосток стал столицей края

Закон “О статусе города Владивостока – административного центра Приморского края” все-таки сдвинулся с “мертвой точки”. На мартовской сессии краевого парламента 21 из 30 присутствовавших в зале во время голосования депутатов высказались за принятие закона в первом чтении. Правда, вместо отведенных на обсуждение закона повесткой дня 10 минут народные избранники “пикировались” по данному поводу с учетом перерыва около часа.

На дачу едем по расписанию

В воскресенье, когда вся наша страна начнет жить по летнему времени, никаких транспортных проблем у владивостокских дачников не возникнет. Расписание остается прежним – с учетом того, что оно воскресное – и у электричек, и у пригородных автобусов. Главное, чтобы сами пассажиры не забыли в субботу, перед тем как лечь спать, перевести на час вперед стрелки своих часов.

Последние номера