«Оборотень» в тигровой шкуре

Две шкуры амурского тигра изъяты из нелегального оборота. Их изъятие стало итогом успешной совместной операции, в которой приняли участие сотрудники спецгруппы «Западная» оперотряда Приморского крайохотуправления, сотрудники общественной организации «Экопатруль» и Пожарского отделения ВООП. Для того чтобы привлечь к ответственности торговцев дериватами, их необходимо, как говорится, поймать за руку.

23 март 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1527 от 23 март 2004

Две шкуры амурского тигра изъяты из нелегального оборота. Их изъятие стало итогом успешной совместной операции, в которой приняли участие сотрудники спецгруппы «Западная» оперотряда Приморского крайохотуправления, сотрудники общественной организации «Экопатруль» и Пожарского отделения ВООП. Для того чтобы привлечь к ответственности торговцев дериватами, их необходимо, как говорится, поймать за руку.

О проведенной операции рассказывает заместитель директора природоохранной организации «Экопатруль» Галина Стецкая:

- На этот раз экологам пришлось «поиграть» в скупщиков. Подобные операции считаются одними из самых опасных, тем более что в глубинке команду «Экопатруля» по совместным антибраконьерским операциям хорошо знают как природоохранные и силовые структуры, так и криминальные слои. Меня особо не удивило, когда из Дальнереченского района мне позвонил командир оперотряда Приморского охотуправления и рассказал, что в Чугуевском районе некто вот уже не первый месяц пытается сбыть две шкуры тигра. До сих пор владельцу продать их не удавалось, так как это были маленькие шкуры тигрят. Мне предложили сыграть роль покупателя. Командир оперотряда был уверен, что если в скупке будет участвовать девушка, то это собьет с толку нелегалов. Когда мы приехали в Чугуевский район, то столкнулись с непредвиденным обстоятельством - выяснилось, что продавец шкур является сотрудником местного РОВД. Подозревая наличие у него оперативных навыков, мы понимали, что операция может усложниться. После коротких обсуждений было решено, что непосредственно в скупке будут принимать участие два человека - я и командир группы Приморского охот-управления Александр Самойленко. Медлить было нельзя, мы понимали, что весть о появлении в районе усиленной рейдовой группы может быстро распространиться. По легенде, шкура приобреталась нами в подарок моему отцу к дню рождения, мой папенька якобы очень обеспеченный бизнесмен и для полного счастья ему не хватает только тигриной шкуры. На тот случай, если расспрашивать нас будут по отдельности, мы проработали легенду на предмет, чем занимается мой отец, где живет, откуда мы сами появились в Чугуевке и как долго знаем друг друга. Некоторая информация из этих заготовок нам все-таки пригодилась.

Мне вручили диктофон, который спрятали под одеждой, и мы с Самойленко подъехали к нужному дому. Мой компаньон сходил в квартиру продавца, узнал, что шкуры еще в Чугуевке, и договорился о встрече на улице. Вскоре сотрудник РОВД появился и сказал, что товар вот-вот подвезут. Спустя еще какое-то время, он предложил нам пройти за ним и, побродив по улицам поселка, привел нас к стоявшему в переулке деревянному ящику. В нем находилась одна шкура, за нее продавец запросил 700 долларов, о второй шкуре он умолчал. Тут мне предстояло его разговорить - я сказала, что такому солидному человеку, как мой отец, несолидно дарить на день рождения такую маленькую шкурку, что его друзья просто засмеют. Да и цена нас не вполне устраивает. В итоге милиционер предложил нам купить и вторую, ее он вынес из одного близрасположенного дома и сам стал прятать в нашем авто. Ко всему прочему «оборотень» вызвался сопроводить нас на КПП и гарантировал нам безопасный проезд. Когда обе шкуры уже были у нас в машине и мы с «автомобилем сопровождения» продавца приближались к условленному месту перехвата, Самойленко по рации дал команду нашему второму экипажу к захвату и началу видеосъемки.

- Какие моменты при проведении операции были самыми напряженными?

- Помимо прочих была и такая сложность - связь между нами и группой захвата. Как только мы вышли на продавца шкур, за нами непрерывно наблюдали из окна дома, возле нашей машины постоянно ходили одни и те же люди, моего компаньона, руководителя операции, продавец не раз отзывал в сторону и вообще находился с ним в постоянном контакте. Поэтому вести все переговоры с нашей группой и отдавать команды по рации приходилось мне. Делать это надо было скрытно, пряча рацию то в носовом платке, то в открытом бардачке машины, делая вид, как будто занята поисками магнитофонной кассеты. После неоднократных уходов «продавец в погонах» частенько появлялся неожиданно и как раз во время очередного сеанса связи. Спасала вовремя надетая «маска» беззаботности и наивности. Были даже ситуации, когда операция могла провалиться - для конспирации в Чугуевку мы приехали на чужой машине, сесть за ее руль Александру Самойленко пришлось впервые. Когда продавец начал упаковывать их в нашем джипе и попросил откинуть заднее сиденье, мы попал
и впросак - просто не знали, как оно откидывается. Услужливый милиционер даже удивился: «Оно у вас вообще откидывается?». Мы сказали «да», и он продолжал доламывать машину. Позже настоящий хозяин автомобиля нам сказал, что это сиденье вообще не откидывается.

В ходе операции случилась и приятная неожиданность. После задержания продавца, когда все участники показали свои документы и представились, надо было ожидать приезда на место сотрудников РОВД. Неизвестно, как долго пришлось бы в ливень дожидаться их приезда, но в это время по трассе проезжал полковник управления УВД края, который оказал операции содействие и ускорил приезд коллег задержанного продавца шкур.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Тигрята, чьими шкурами торговал милиционер, были застрелены, на обеих шкурах обнаружены пулевые отверстия. Эксперты уже установили возраст тигрят - 6-8 месяцев, в этом возрасте они не отходят далеко от матери и если гибнут, то чаще всего от истощения после смерти кормилицы. Судя по качеству и окрасу шерсти, тигрята были убиты в декабре прошлого года. Способ снятия и хранения шкуры явно непрофессиональный. Материалы переданы в Чугуевское РОВД - по месту теперь уже бывшей службы продавца и в прокуратуру. Понятно, что даже самая удачная операция по задержанию браконьеров и торговцев тигрят к жизни уже не вернет, но жесткий контроль и изъятие из «черного» торгового оборота шкур и дериватов диких животных способны сделать подпольный рынок объектов животного мира невыгодным и вообще искоренить его.

Автор: Подготовил Андрей ГОРЯЙНОВ, «Владивосток», фотография предоставлена общественной экологической организацией «Экопатруль»