Власть под пилой

Недавняя отставка членов российского правительства и, что еще важнее, изменения в самой его структуре – это очередной этап административной реформы так называемой путинской волны. Власть обратила энергию реформаторства на самое себя: пересматривается уже не пенсионное обеспечение или коммунальное хозяйство, а система государственного управления. О том, как федеральная реформа реализуется в Приморье, «В» рассказал вице-губернатор края Николай Королев. В приморском «Белом доме» он курирует всю правовую сферу, а сейчас возглавляет и созданную распоряжением губернатора комиссию по административной реформе.

23 март 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1527 от 23 март 2004

Недавняя отставка членов российского правительства и, что еще важнее, изменения в самой его структуре – это очередной этап административной реформы так называемой путинской волны. Власть обратила энергию реформаторства на самое себя: пересматривается уже не пенсионное обеспечение или коммунальное хозяйство, а система государственного управления. О том, как федеральная реформа реализуется в Приморье, «В» рассказал вице-губернатор края Николай Королев. В приморском «Белом доме» он курирует всю правовую сферу, а сейчас возглавляет и созданную распоряжением губернатора комиссию по административной реформе.

«ПИЛИМ» ПОЛНОМОЧИЯ

В новом правительстве собственно министерства будут устанавливать «правила игры», федеральные агентства – играть по этим правилам, а федеральные службы – контролировать соблюдение законности. Главное в реформе - не персональные перетряски в составе кабинета, которые мы «проходили» много раз, а пересмотр всех властных полномочий. Они перераспределяются с учетом нескольких приоритетов: упразднение лишних или дублирующихся функций, ограничение вмешательства государства в экономику, «разбюрокрачивание». Предполагается, что параллельно произойдет и сокращение управленческого аппарата, но это не цель, а скорее последствие.

На уровне отдельно взятого субъекта федерации, а именно Приморского края, реформа еще не дошла до стадии персональных снятий и назначений, которая в основном и интересна широким кругам. Идет рутинная работа, но ее результаты не заставят себя ждать. «Имеют место пересечения между краевой администрацией и территориальными подразделениями федеральных ведомств, когда мы и они занимаемся одним и тем же, - говорит Николай Королев. - Яркий тому пример – наше управление по финансовому оздоровлению и банкротству и территориальное подразделение соответствующей федеральной службы – ФСФО (кстати, недавно упраздненной). Или взять комитет по труду и демографической политике АПК и департамент Федеральной службы занятости. Что это, как не раздувание бюрократического аппарата? Подобные пересечения есть и между различными структурами самой администрации».

В конце прошлого года в приморский «Белый дом» поступила телеграмма из администрации президента с просьбой разработать свои предложения. Естественно, местные подразделения силовых структур – краевое УВД или управление ФСБ – никто не ликвидирует. Однако приморские управления некоторых других ведомств могут быть упразднены, а их функции переданы администрации края. Либо наоборот – соответствующие подразделения «Белого дома» сократятся, оставив полномочия «федералам».

ПЕРЕСТРОЙКА В «БЕЛОМ ДОМЕ»

В рамках реформы будет изменена и структура самой администрации края. О конкретных перестановках Николай Королев пока предпочитает не распространяться: «Мы провели инвентаризацию функций, сейчас идет анализ на предмет их дублирования и избыточности. Могу сказать, что только 30 проц. этих функций оказались подтвержденными законодательно, да и тут имеется дублирование. Задача нашей комиссии – представить свои предложения губернатору. О конкретике можно будет говорить только после его заключения. Мы начали работу еще в октябре прошлого года, но с изменением структуры правительства получили новый толчок – ведь по Конституции мы соподчинены правительству, входим в единую систему органов исполнительной власти и, конечно, будем ориентироваться на новую схему».

Интересно, что краевая администрация уже в прошлом году начала «играть на опережение», оптимизируя свою структуру. Так, управление соцзащиты включили в состав департамента образования и науки, что по основному принципу созвучно федеральной политике укрупнения и слияния смежных органов власти. После протеста прокуратуры краевой суд вынес решение о том, что такое укрупнение было неправомерным, однако юристы «Белого дома» подали кассационную жалобу в президиум Верховного совета РФ. Эта структура отменила решение приморского суда и направила дело на повторное рассмотрение.

Подобные шаги команда Сергея Дарькина предпринимала и раньше – напомним хотя бы о слиянии юридических отделов в единый правовой департамент, а также централизации бухгалтерии. В рамках реформы можно прогнозировать очередную «перестройку» - все-таки нынешняя структура администрации родом из начала 90-х и по ряду аспектов устарела. А вместе с изменениями структурными, как показывает пример ротации российского правительства, могут произойти и персональные подвижки.

Опыт учит, что главным итогом реформ любого рода становится безудержное разрастание бюрократического аппарата. Однако за это вице-губернатор Королев спокоен: «Губернатору ежемесячно докладывают о численности штатов, задача – не превысить тысячу человек. С другой стороны, например, начал действовать институт мировых судей, а значит, число госслужащих в крае автоматически увеличивается почти на 200 человек. Так что сокращение не является самоцелью, главное – чтобы в погоне за цифрой не пострадала управляемость. Тем не менее в планах у нас – сократиться примерно на треть. Потому что если уменьшится количество функций, то должно сократиться и число людей, их выполняющих. Хотя в случае упразднения некоторых территориальных органов федеральных структур их полномочия будут переданы нам. Тут главное – вместе с водой не выплеснуть ребенка».

Административную реформу приморцы почувствуют на себе очень скоро: соответствующий доклад планируется представить губернатору Сергею Дарькину уже к концу мая.

***

Сергей Дарькин, губернатор Приморья:

- Административная реформа остается для меня «темным местом», надеюсь, что она будет эффективной, но пока не представляю, как она заработает. Есть опасения, что слишком затянется организационная стадия.

***

12 марта на заседании Межведомственной комиссии по вопросам системы и структуры федеральных органов исполнительной власти председатель правительства РФ Михаил Фрадков заявил, что считает целесообразным установить трехуровневую систему исполнительной власти не только на федеральном, но и на региональном и муниципальном уровнях. Он также сообщил, что ликвидация избыточных и дублирующих функций предполагает существенное сокращение численности государственных чиновников в России.

Автор: Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»