Кому он нужен, этот «РЭКОМП», или Ликвидация как метод руководства коммуналкой

ОАО «РЭКОМП», в результате которого персонал предприятия, требуя погасить четырехмесячные долги по зарплате, на днях вышел на центральную площадь Владивостока, историю имеет давнюю.

16 март 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1523 от 16 март 2004

ОАО «РЭКОМП», в результате которого персонал предприятия, требуя погасить четырехмесячные долги по зарплате, на днях вышел на центральную площадь Владивостока, историю имеет давнюю.

Началось все в 1996 году, когда восприимчивый к новым веяниям руководитель ПЖРЭТ-1 Александр Ситак справедливо посчитал, что приватизация жилищно-коммунального хозяйства не только неизбежна, но и целесообразна, и решил сыграть, как говорится, на опережение. Не дожидаясь указаний сверху, предложил акционировать предприятие. Коллектив его поддержал.

В ПЖРЭТ-1 создали рабочую комиссию, разработали план приватизации, оговаривающий, что 51 процент акций в результате перейдет во владение членов коллектива. Но тут «несвоевременные» коммунальщики наткнулись на упорное сопротивление городских властей. Противостояние продолжалось несколько лет, несмотря на периодическую смену первых лиц Владивостока. Очевидно, что любому градоначальнику проще иметь под рукой карманное муниципальное предприятие, которому можно не платить, чем работать с коммерческой структурой. Поэтому свое право на создание акционерного общества пришлось отстаивать в судах при Толстошеине, Черепкове, Копылове. 

И вот в конце 2002 года, когда наконец вопрос был практически решен, суд признал необоснованность отказа в принятии плана приватизации, предложенного коллективом предприятия, Ситака уволили за якобы имевшие место прогулы. Он действительно в тот день отсутствовал на работе, так как находился на очередном слушании в суде. Избавившись от неудобного оппонента, чиновники «неправильный» план приватизации спрятали под сукно, а взамен предложили другой, по которому 100 процентов акций предприятия остается в руках Управления муниципальной собственностью (УМС). При таком раскладе главный принцип приватизации - отчуждение госсобственности - фактически не был соблюден. Сотрудники предприятия ничего от такой приватизации не получили. Руководство города в лице УМС как единственного акционера по-прежнему могло диктовать свою волю коллективу. И в итоге надиктовало.

Вместо уволенного Александра Ситака генеральным директором созданного акционерного общества «РЭКОМП» (аббревиатура от “Ремонтно-эксплуатационная компания”) был назначен некто Эмиш Жамалдаев, специально под новую должность приглашенный из Находки. Почему не нашлось достойной кандидатуры в родных пенатах, остается гадать. Ведь расположенным в самом центре Владивостока, где очень много старого, зачастую аварийного жилья, предприятием ЖКХ сподручнее было бы руководить человеку, знающему специфику подведомственной территории. Но это, как говорится, детали.

Хозяйственную политику новый назначенец повел решительно, но как-то однобоко. Ожидаемая реорганизация предприятия свелась к тому, что он окружил себя необъяснимо большим количеством замов, которым были положены солидные оклады, не забыл и себя. Его зарплата с учетом 30-тысячного оклада и различных коэффициентов составила почти 50 тысяч рублей. (Уместно будет заметить, что материальное содержание работников ОАО «РЭКОМП», как и прочих предприятий ЖКХ, целиком и полностью складывается из коммунальных платежей горожан.) При этом средняя заработная плата рядовых сотрудников предприятия, дворников и слесарей варьировалась в рамках от трех до пяти тысяч рублей. Но и ее постепенно перестали выдавать, хотя деньги с населения город по-прежнему собирал исправно. Более того, в конце прошлого года зашла речь о ликвидации предприятия.

- Считаем, что к ликвидации ОАО «РЭКОМП» его новое руководство с молчаливого согласия городской администрации последовательно шло, - говорит председатель профкома Галина Азимова. – Иначе как объяснить решение заседания совета директоров, состоявшегося 30 декабря 2003 года, о расторжение договора на техническое обслуживание, санитарное содержание и текущий ремонт жилого фонда?

Действительно, непонятно, почему при создавшейся на тот момент почти трехмесячной задолженности по зарплате руководство предприятия волевым решением отказалось от единственного источника поступления денег.

Дальше – больше. 4 февраля прошло общее (!) собрание акционеров, на котором, как явствует из протокола, присутствовал почему-то неназванный акционер, владеющий 100 процентами акций предприятия. В повестке дня стояло всего два вопроса: о добровольной ликвидации ОАО «РЭКОМП» и о назначении ликвидационной комиссии.

В результатах голосования можно было не сомневаться. После информации исполняющего обязанности генерального директора АО «РЭКОМП» Петренко и секретаря совета директоров Чудина, «учитывая решение главы администрации муниципального образования г. Владивосток», на голосование было вынесено предложение «произвести добровольную ликвидацию ОАО «РЭКОМП» в соответствии с действующим законодательством». Понятно, что анонимный акционер проголосовал единогласно «за». То же самое – и по вопросу создания ликвидационной комиссии.

По странному совпадению эпохальное для судьбы предприятия заседание совета директоров день в день совпало с решением Ленинского суда о восстановлении в прежней должности Александра Ситака. К тому времени Эмиш Жамалдаев, недолго, но «продуктивно» руководивший акционерным обществом, был уже уволен по собственному желанию. Новому-старому руководителю в наследство досталось находящееся в состоянии ликвидации предприятие с четырехмесячной задолженностью по зарплате и долгами перед бюджетом. Кстати, до увольнения Ситака предприятие довольно крепко стояло на ногах: зарплата работникам выдавалась своевременно, а долги по налогам числились только за 2001 год, но и по ним был заключен договор на реструктуризацию.

Сможет ли «РЭКОМП» теперь, в ходе ликвидации, рассчитаться с выросшими как снежный ком налоговыми долгами – большой вопрос, тем более что притока каких-то новых финансовых средств не ожидается в связи с упомянутым уже расторжением договора на обслуживание жилья. Зато задолженность по зарплате за октябрь, ноябрь и декабрь

(о деньгах за январь и февраль речи вовсе пока не идет) готова взять на себя администрация города. Но с условием, что сотрудники ОАО «РЭКОМП» перейдут на работу в другие, уже муниципальные (за что, спрашивается,  боролись?) предприятия: МУП «ЖКХ», МУП «Центральный», МУП «Жилкомхоз-Ленинский».

Такая постановка вопроса и подтолкнула работников «РЭКОМП» к забастовке. Во-первых, их возмущает то обстоятельство, что честно заработанные деньги им обещают выплатить при соблюдении неких условий. Во-вторых, люди высказывают сомнение, что с ними полностью рассчитаются после того, как предприятие будет ликвидировано. И последнее и, может быть, главное – они по-прежнему верят, что организация с почти 30-летней историей жизнеспособна, ее рано списывать со счетов.

По мнению Александра Ситака, сегодня во Владивостоке нет налаженной системы эксплуатации жилья. Проблемы из разряда тех, с которыми столкнулся его коллектив, в той или иной степени присущи всему жилищно-коммунальному хозяйству. Не умея или не желая эффективно наладить его работу, городское управление ЖКХ идет по порочному пути.

Из прогоревшего по причине никудышного управления предприятия выводят имущество и бросают его с долгами. Потом создается новая контора, которую, скорее всего, постигнет та же судьба.

Но хуже всего, что в этой ситуации страдают люди. Они не только не могут получить зарплату, но и не досчитываются средств,  которые предприятие-банкрот не перечисляет в Пенсионный фонд, на медицинское страхование.

В борьбе за свои права коммунальщики используют все возможные методы. Так, самостоятельно отыскав в Интернете сайт Владимира Путина, они направили ему челобитную. Но президент далеко, а ликвидационная комиссия, которую, впрочем, никто из работников ОАО «РЭКОМП» в глаза не видел, продолжает работать.

Автор: Виталий МОГИЛЬ, «Владивосток»