Переезды - убийцы

Железнодорожный переезд всегда считался зоной повышенной опасности. Ситуация, складывающаяся в крае, - яркое тому подтверждение. Если в прошлом году на переездах было совершено семь ДТП, то в текущем году уже пять. И во всех пяти случаях причина ДТП – выезд водителя на запрещающий сигнал светофора.

12 март 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1522 от 12 март 2004

Железнодорожный переезд всегда считался зоной повышенной опасности. Ситуация, складывающаяся в крае, - яркое тому подтверждение. Если в прошлом году на переездах было совершено семь ДТП, то в текущем году уже пять. И во всех пяти случаях причина ДТП – выезд водителя на запрещающий сигнал светофора.

Из пяти случаев в двух причиной аварии была попытка водителя «проскочить» переезд вслед за последним вагоном проходящего поезда, и как следствие - столкновение со встречным локомотивом.   

По счастливой случайности не произошла трагедия 12 февраля на перегоне Лесозаводск-2 – Ружино, когда автомобиль, груженный лесом, заглох на железнодорожном переезде. Благо, переезд был охраняемым и дежурный сумел предупредить машинистов двух приближающихся поездов. Железнодорожные составы были остановлены на безопасном расстоянии от переезда.

По праву переездом-убийцей   можно   считать   переезд  на  177 км  ст. Бархатная. Каждый год, за редким исключением, здесь происходят ДТП. Вот печальная статистика последних двух лет: 11 ноября 2003 года, 20 февраля 2004 года. Причина происшествий одна – выезд  водителей на запрещающий сигнал светофора. В первом случае лихачество закончилось гибелью пассажира, во втором – повреждением как автомобиля, так и локомотива.

К нарушителям, безусловно, будут приняты меры административного реагирования. Так, в связи с последней аварией на Находкинском переезде возбуждено дело об административном правонарушении против частного предпринимателя, есть намерение дать весьма жесткую оценку действиям таких перевозчиков вплоть до приостановления действия лицензии.

Но одними запретительными методами проблему безаварийной эксплуатации переездов не решить. Здесь на проблему необходимо посмотреть и с другой точки зрения. А насколько сегодня железнодорожный переезд уязвим с позиции безопасной эксплуатации как гражданское сооружение? Уязвим и значительно. Интенсивность автомобильного движения за последние годы возросла, а объективные предпосылки для безопасной эксплуатации переездов ухудшились: сократилось количество охраняемых переездов. Вот почему мировая практика уходит от автомобильных и железнодорожных развязок на одном уровне – строятся путепроводы, эстакады.

Иркутская трагедия, когда груженый лесовоз не вписался в крутой поворот и выехал на железнодорожные пути, заставляет обратить внимание на те участки автомобильной и железной дорог, которые находятся в непосредственной близости друг от друга. Всего таких «горячих точек» в нашем крае более 12 км. В этой связи представляется важным разработать план долевых мероприятий по ликвидации узких мест, где по позициям безопасности могут пересекаться интересы дорожников и железнодорожников.

Особую тревогу и озабоченность вызывают ведомственные железнодорожные переезды, а они составляют 40% от общего количества переездов. Так, при комплексном обследовании железнодорожных переездов ОАО «Дальполиметалл» было установлено, что из девяти переездов, через которые осуществляется движение маршрутных автотранспортных средств, практически на каждом были выявлены нарушения: неработающий шлагбаум, звуковая и световая сигнализация, отсутствующий знак «С». Вот почему комиссия, обследовавшая переезды, вышла с ходатайством о закрытии ряда переездов.

Надо  повышать качество профессиональной подготовки водителей в учебных центрах. Представляется важным на экзаменах включать перечень вопросов о железнодорожных переездах с повторяющимися ДТП, чтобы будущий водитель на учебной скамье прогнозировал свое поведение в тех местах автомобильной дороги, которые снискали себе печальную славу.

Автор: Борис ЖУРИЛОВ, начальник отдела краевого отделения Ространсинспекции, специально для «В»