Масло маслом не испортишь

Вряд ли найдется автолюбитель, который не слышал бы «страшных рассказов» о несовместимости минеральных, полусинтетических и синтетических моторных масел. Причем «страшилки» эти распространяются не только обычными автомобилистами, но и некоторыми «специалистами» из автосервисов. Утверждают, что смесь разных типов масел («минералки», «синтетики» и «полусинтетики») при высокой температуре якобы «сворачивается», а это неминуемо приведет к поломке двигателя. Может быть, не сразу, но через некоторое время - точно.

12 март 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1522 от 12 март 2004

Вряд ли найдется автолюбитель, который не слышал бы «страшных рассказов» о несовместимости минеральных, полусинтетических  и синтетических моторных масел. Причем «страшилки» эти распространяются не только обычными автомобилистами, но и некоторыми «специалистами» из автосервисов. Утверждают, что смесь разных типов масел («минералки», «синтетики» и «полусинтетики») при высокой температуре якобы «сворачивается», а это неминуемо приведет к поломке двигателя. Может быть, не сразу, но через некоторое время - точно.

Разумеется, никаких доказательств несовместимости масел такие «специалисты» не приводят, но слухи свое черное дело все же делают. Многие водители с большой опаской относятся к переходу с «минералки» на «синтетику»:  а вдруг мотор стуканет.

Чтобы проверить данные утверждения, журнал «За рулем» провел эксперимент по смешиванию моторных масел различных типов. Причем помимо «синтетики», «полусинтетики» и «минералки» в этих испытаниях участвовало и так называемое промывочное масло. Всего экспертизе были подвергнуты восемь образцов  - по два для каждого типа масел. А чтобы эксперимент был более чистым, все восемь подопытных представляли разные «масляные фирмы»: «Кастрол», «Шелл», «Ессо», «Синтек», «Лукойл», «Вэлволин», «Спектрол» и «Люксойл». Все масла смешивались по принципу «каждое с каждым» в отношении 1 к 9. Тем самым воссоздавалась реальная ситуация, которая возникает при замене масла. То есть к несливаемому остатку (это примерно 10 % от общего объема масла) добавляют новое.

Для того чтобы сымитировать рабочие условия в двигателе, смеси довольно долгое время выдерживали при низкой и высокой температуре, интенсивно перемешивали и, наоборот, давали возможность отстояться, а также подвергали длительному воздействию повышенного давления. После всех этих мучений специалисты оценивали образцы по внешнему виду, вязкости, зольности и щелочному запасу. И затем сравнивали полученные данные с аналогичными у  «чистых» масел - несмешанных. Результаты получились вполне предсказуемыми.  

Первый и самый главный: никакой несовместимости моторных масел выявить не удалось.  Поэтому рассказы о «запоротых» другим маслом моторах – не более чем «сказка, рассказанная на ночь».

Более того, некоторые смеси (кастроловской «синтетики» с полусинтетическими маслами «Эссо Ультра» и «Вэлволин Дюра-Бленд») по ряду показателей  стали даже лучше «чистых» масел. Например, по щелочному числу.

Впрочем, маленький минус в одной из комбинаций обнаружить все же удалось. Оказалось, что 10-процентная добавка промывочного масла к обычному моторному снижает способность последнего к нейтрализации продуктов окисления примерно на те же 10 %. Виной тому изначально низкое щелочное число промывок. Поэтому если вы промываете мотор при замене масла, то желательно промывку слить как можно полнее.

Больше никакого криминала в смешивании различных типов масел журналисты «За рулем» не обнаружили. Так что особо задумываться при замене - какое именно масло залито в двигателе - совсем необязательно.

Автор: Вадим ДМИТРИЕВ, специально для «В»