Наследники Шерлока Холмса

В начале марта специалисты Находкинского отдела экспертно-криминалистического центра Приморского края отмечали свой профессиональный праздник. Пожалуй, это единственная профессия в УВД, куда с молодых лет идут по зову сердца. По сравнению с оперативной работой ЭКЦ, возможно, и тихая обитель, но, раскрывая в тиши кабинетов многочисленные уловки преступников, криминалисты в полной мере ощущают себя и Шерлоком Холмсом, и Зинаидой Кибрит, а клеточки серого вещества выгодно отличают их от некоторых других представителей милиции. Без высшего образования в ЭКЦ не берут, печать интеллекта – обязательна, работать по старинке - невозможно. Приветствуется творческий подход к делу, и в этом пример подает шеф Находкинского ЭКЦ подполковник Олег Дмитриев, молодой, обаятельный, интеллигентный человек, большинству горожан больше известный как талантливый художник-фотограф. Под стать ему и сотрудники отделения – люди творческие, по-настоящему влюбленные в свою профессию.

10 март 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1520 от 10 март 2004

В начале марта специалисты Находкинского отдела экспертно-криминалистического центра Приморского края  отмечали свой профессиональный праздник. Пожалуй, это единственная профессия в УВД, куда с молодых лет идут по зову сердца. По сравнению с оперативной работой ЭКЦ, возможно, и тихая обитель, но, раскрывая в тиши кабинетов  многочисленные уловки преступников, криминалисты в полной мере ощущают себя и Шерлоком Холмсом, и Зинаидой Кибрит, а клеточки серого вещества выгодно отличают их от некоторых других представителей милиции. Без высшего образования в ЭКЦ не берут, печать интеллекта – обязательна, работать по старинке - невозможно. Приветствуется творческий подход к делу, и в этом пример  подает шеф Находкинского ЭКЦ подполковник Олег Дмитриев, молодой, обаятельный, интеллигентный человек, большинству горожан больше известный как талантливый художник-фотограф. Под стать ему и сотрудники отделения – люди творческие, по-настоящему влюбленные в свою профессию.

Главный специалист ЭКЦ Виктор Никулин прочитал мне, например,  настоящую лекцию об оружии, боеприпасах и, в частности, о боеприпасах, изъятых у жителей нашего маленького города. Через руки специалистов ЭКЦ прошли патроны к таким, например, «пушкам», как кольт 45 калибра, ПМ, ТТ, к револьверу «Смит и Вессон» калибра 0,38 SPL «special», 357 «Магнум» (его пуля экспансивного действия, т.е. разрывная),  к револьверу системы «Наган» (тому самому, из которого стрелял в фильме Глеб Жеглов), немецкой винтовке «Маузер», английской винтовке «Ли Эндфилд» (пуля из мельхиора).  Встречались Никулину в ходе  исследования патроны величиной с ноготь – калибра 5,6 мм для спортивного оружия, а также патроны к крупнокалиберному  огнестрельному оружию – почти снаряды, используемые на вертолетах, реактивных самолетах и на БТР. Что уж говорить о патронах шокового действия, начиненных резиновыми, пластмассовыми шариками и картечью. Их оборот на территории России запрещен, патроны  используются лишь спецподразделениями МВД.  Сподобили
сь находкинцы иметь «для домашнего употребления» и  снайперскую винтовку системы «Антиснайпер». Все это оружие  было изъято в разные годы и при разных обстоятельствах.  Выстрелить не успела только скорострельная пушка длиной 3,5 метра. Она была найдена в 1994 году ребятишками в  сопках. А вот пули из пистолета ТТ наделали дел: во времена крупных  бандитских разборок  в 90-е годы одна такая пуля пробила заднее стекло «Марка-2», подголовник, шею водителя и ушла через лобовое стекло. Другая – отрикошетив от асфальта под углом 45 градусов, пробила бензобак «Лендкруизера», затем багажник, пробила заднее сиденье и застряла в теле девушки, оказавшейся спутницей человека, на которого, собственно, и покушались.

Немало исследовано  в ЭКЦ и  взрывчатых веществ. Только у одного гражданина был изъят целый арсенал (хранил, судя по показаниям, на черный день) – 16 четырехсотграммовых тротиловых шашек и 5 гранат «Ф-1» с радиусом поражения 200 метров.  А сколько вокруг нас, оказывается, «народных умельцев»  переплавляет тротил из  развалившихся снарядов - в результате получается нечто вроде  «леденцов» желтоватого цвета! Еще один вид такого же взрывчатого «леденца», но  розового цвета – аммонит. Грозный гексоген  на вид похож на безобидную пемзу, пахнущую как обычный  школьный ластик. Вся эта взрывчатка была изъята не  у каких-нибудь  инопланетян, а  у жителей  города.  Город спит спокойно, а мог бы  и в руинах лежать…

Задача  сотрудников ЭКЦ – изучить изъятые вещественные доказательства, чтобы суд впоследствии мог определить меру наказания.   Криминалисты  со своим чемоданчиком обычно выезжают на место преступления вместе со следственной группой и розыскной собакой, снимают отпечатки  пальцев, следов ног и т. д., а затем уже в кабинетах проводят исследования. С 50-х годов в отделении  стоит фотокопир «Ель» -  репродукционная установка (как шутят молодые сотрудники, времен гражданской войны)  и электронно-оптический преобразователь, который, несмотря на солидный возраст, лучше, чем новейшие изобретения, позволяет читать скрытые, залитые или заклеенные записи на документах. Точно так же  еще советская «старушка» лампа «ОЛД –41» - осветитель люминесцентный диагностический во много раз лучше импортной техники позволяет, например, определять фальшивые купюры.  

Помогает криминалистам в работе и стационарная универсальная установка «Уларус» для фотографирования следов.  А вот современная цифровая техника –  парадокс! – в работе криминалиста не является ведущей, потому что результаты, полученные на «цифре», не считаются в нашей стране документом в суде. Есть, конечно, и новинки, но о них сотрудники, само собой, умалчивают. Дел у криминалистов всегда много, и необязательно в связи с грабежами, разбоем и убийствами. Сейчас, например, выявлены и изъяты  поддельные документы-транзиты, справки–счета на покупку автомобилей.  Как выяснилось, на широкую ногу поставлена в городе  легализация угнанных машин, и  фальшивые документы на них и их владельцев изготовлены  с высоким качеством. «ОЛД-41» выявила даже те знаки защиты, которые являются, казалось бы, прерогативой исключительно государства.

На днях в ЭКЦ принесли телефонную трубку с отпечатками телефонного террориста, которую изъяли  из таксофона на автозаправке на ул. Пирогова, 17. Личность человека, звонившего в ПТУ о заминировании, уже установлена, но потребовалась экспертиза отпечатков пальцев. Похоже, шутнику грозит до 3 лет лишения свободы.

И напоследок. Есть у криминалистов одна просьба – если  уж в квартире побывали воры, не нужно ни в коем случае  стирать следы преступления. Бывало, выезжали криминалисты на место преступления и ни с чем возвращались! Все чисто. Хозяева оправдывались: «Ну неудобно было как-то – милиция приедет, а у нас в квартире такой бардак!» - и стирали все следы преступников, прибираясь в квартире. Так вот, никакой уборки до приезда криминалистов делать не нужно. Это значительно упростит работу специалистам ЭКЦ, а значит, и всем другим службам милиции.

Автор: Марина МАРКОВА, специально для «В»