Хроника военной реформы: от Руста до Родионова

Несмотря на еще прошлогодние предсказания генерала Лебедя (“спекся дедушка”), наибольшей сенсацией последних дней стала отставка министра обороны России Игоря Родионова. При этом многие современные аналитики считают, что данная отставка является отправной точкой начала военной реформы.

6 июнь 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №152 от 6 июнь 1997

Несмотря на еще прошлогодние предсказания генерала Лебедя (“спекся дедушка”), наибольшей сенсацией последних дней стала отставка министра обороны России Игоря Родионова. При этом многие современные аналитики считают, что данная отставка является отправной точкой начала военной реформы.

Аналитики не столь современные и не столь уж многие убеждены, что отправной точкой реформирования вооруженных сил следует считать прилет в нашу страну немецкого летчика-”аса” Матиаса Руста. Благодаря мастерству немца, в конце мая 1987 года приземлившегося на Красной площади, мы сегодня с полным основанием можем поднять бокалы за первое десятилетие реформирования армии и флота. Именно после знакомства с Рустом руководство страны вслух начало задумываться о беспорядках, происходящих в армии. Как и положено, реформу тогда начали с отставки министра обороны маршала Сергея Соколова. Сложность преобразований подтверждает и тот факт, что за 10 лет из 5 министров обороны только один - маршал авиации Шапошников - как бы сам ушел в отставку. Все остальные - Соколов, Язов, Грачев и Родионов были сняты.

Наглядным примером военной реформы может служить Тихоокеанский флот. А если быть точнее - то, что от него осталось.

В 1987 году флот имел в своем составе 2 авианесущих крейсера, 1 атомный ракетный крейсер, 2 ракетных крейсера типа “Варяг”, 2 больших ракетных корабля типа “Владивосток”, 8 больших противолодочных кораблей типа “Ворошилов” и “Петропавловск”, 4 артиллерийских крейсера типа “Сенявин”, новые БПК “Адмирал Захаров” и эсминец “Осмотрительный”. На подходе были еще несколько кораблей этого типа. Кроме этого уже был сформирован экипаж для новейшего ракетного крейсера “Червона Украина”, нынче носящего имя “Варяг”. Все это корабли 1-го ранга. Эсминцев, сторожевиков и противолодочных кораблей 2-го ранга насчитывалось в то время порядка 30 единиц. По количеству атомных и дизельных подводных лодок Тихоокеанский флот вполне мог соперничать не только с США, но и с НАТО. В общем, о повышении боеготовности речь не заходила.

...Начиналось все с банальной годковщины - флотской разновидности неуставных взаимоотношений и поднятия престижа плавсостава. Борьба, разумеется, проходила под чутким руководством партийно-политических органов.

К началу 1992 года вместе с партийно-политическими органами исчезла и добрая половина кораблей и подводных лодок. Тем самым была доказана и на практике подтверждена теория о цементирующей роли КПСС.

Может быть, это совпадение, но следующий этап реформы начал разворачиваться также в мае, только 1992 года, после назначения министром обороны десантника Павла Грачева. Понятно, что при захвате плацдарма с воздуха думать некогда. Тут все просто - сопка ваша, сопка наша. Главное - мобильность, а с остальным разберутся потом. Те, кто останется в живых.

К сожалению, в “живых” после грачевской реформы на флоте остались немногие. Корабли 1-го и 2-го ранга теперь можно сосчитать на пальцах, а главным “сдерживающим фактором”, вероятно, стало соединение морской пехоты, бойцы которого изумляют иностранных гостей разбиванием кирпичей и бутылок о собственные головы.

Впрочем, все эти “пертурбации” никоим образом не отразились на количестве адмиральских должностей. Сегодня с полным основанием можно говорить, что между количеством боевых кораблей и адмиралов на Тихоокеанском флоте достигнут полный паритет. Можно даже выступать с лозунгом “Каждому кораблю своего адмирала”.

Очередной виток реформы, начавший раскручиваться в эти дни, вряд ли обеспечит нам даже к 2010 году хорошо оснащенную, мобильную, а главное - боеготовную армию. По сути реформировать уже нечего, все надо создавать заново. Оборона, в основе которой лежит лишь концепция ядерного сдерживания и предотвращения региональных конфликтов, в современных условиях обречена на поражение. Против авиационных ударных группировок баллистические ракеты применять просто невозможно. Десант на палубу авианосца тоже не высадишь.

Как известно, авианосцы могут наносить удары с дистанции от побережья 1000 километров с глубиной проникновения на территорию противника до 2000 километров. Сейчас нам противопоставить этому практически нечего. Впрочем, сравнивать себя с американцами нынче как-то и нетактично.

Применение ядерного оружия и против другого вероятного противника далеко не так эффективно, как кажется господам из Совета обороны. Особенно если иметь в виду существование столь большой протяженности общей границы. По оценкам военных, при такой концепции обороны вскоре после возможного начала боевых действий нам придется наносить ядерные удары уже по собственной территории. А если предположить, что у соседа - вероятного противника тоже имеется “ядерная кувалда”?

Но, несмотря на неприятие большинством военных подобной концепции ядерного сдерживания, скорее всего именно она ляжет в основу будущей реформы. Тихоокеанский флот в этом случае, вероятно, превратится в морские силы Дальневосточного военного округа со всеми вытекающими отсюда последствиями. Получат ли после этого наши матросы хорошее питание, а офицеры обеспеченную жизнь - покажет время. Но несомненно одно - великой морской державой мы даже сами себя называть больше не будем.

Автор: Александр МЕЛЬНИКОВ, житель Владивостока