Частная медицина - благо для всех

Газета «Владивосток» (15.01.04) затронула интересный вопрос – для кого благо частная медицина? С интересом прочитав материалы, отражающие оптимистичный и пессимистичный взгляды на проблему, хочу попытаться кое-что разъяснить.

4 март 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1518 от 4 март 2004

Газета «Владивосток» (15.01.04) затронула интересный вопрос – для кого благо частная медицина? С интересом прочитав материалы, отражающие оптимистичный и пессимистичный взгляды на проблему, хочу попытаться кое-что разъяснить.

Основа любого бизнеса – получение прибыли. Бизнес-компании, в том числе и медицинские, развиваются по определенным законам, которые порой трудно понять людям, далеким от этой сферы. Скудность централизованного финансирования медицины в 90-е годы привела к значительному снижению качества предоставляемых услуг и невозможности обновления оборудования. Специалисты привыкли годами ждать, когда им повысят нищенскую зарплату, гадать, оплатят ли очередную сертификацию, когда выделят средства на ремонт кабинета и т.д. Бизнес ждать не может. Он или работает, приобретая все необходимое и обеспечивая персонал зарплатой, или его просто нет. Организаторы бизнеса в медицине прекрасно осведомлены, что рынок услуг безграничен, и поэтому частные лечебные учреждения целесообразно специализировать в конкретной области. Узкая специализация позволяет сосредоточиться на приобретении дорогостоящей техники и обучении специалистов. И возместить эти затраты более неоткуда, кроме как брать плату за свою работу! Причем плату немаленькую.
Имидж «кооператоров от медицины» долго преследовал всех без разбору. Однако постепенно все становилось на свои места – люди достаточно быстро разобрались, кто что может предложить, кто как выполняет свои обязанности, кто сколько за это просит.

Ни в коем случае нельзя рассматривать частную и государственную системы как непримиримых конкурентов, так как их исходные задачи разные. Бюджетные медучреждения получают средства, расход которых строго контролируется. Основная статья этих расходов – обеспечение хотя бы сносного качества помощи и профилактики заболеваний. Уровень такого обслуживания устраивает далеко не всех. Более того, есть значительный слой населения, который активно требует высококачественного медобслуживания и готов за это платить. Бизнес просто не вправе пройти мимо такой «экологической ниши» и не предоставить эти услуги. Тем самым ловятся два зайца: в регионе появляются новые высокие технологии и одновременно (хотя бы частично) разгружается медицина бюджетная. Бюджетные и коммерческие организации вместе, но «с разных сторон» обрабатывают один поток пациентов, увеличивая количество и качество услуг.

С вопросами качества предоставляемых услуг сталкивался, наверное, каждый пациент. И здесь частная медицина вносит некоторую упорядоченность. Характерная особенность: по действующему законодательству платные услуги оказываются только на основании договора между пациентом и медучреждением. Этот документ строго регламентирует их взаимоотношения. Правильная подготовительная работа значительно снизит число жалоб (в том числе и «профессиональных жалобщиков») и придаст уверенности врачу. Отсюда следует, что частная клиника не может работать «неправильно». Наказание ее рублем в виде неустоек по договору либо уменьшение числа пациентов приведет к снижению прибыли, вплоть до прекращения бизнеса. К сожалению, к этому же самому могут привести внезапные изменения законодательства, неоправданные претензии со стороны контролирующих и налоговых органов, незаконные действия конкурентов, да мало ли что еще! На этом фоне хочется искренне пожелать успеха частнопрактикующему врачу. Ведь, если честно, организация бизнеса отнимает
полностью все время. Его просто не остается не только на чтение статей и повышение квалификации, его может не остаться и на собственную работу. Врач должен лечить, а организовывать бизнес – удел других людей, у которых к этому есть способности.

Надо всемерно поощрять сотрудничество бюджетных и коммерческих медицинских компаний. Это положительно отразится как на имидже региона, так и на качестве оказываемой помощи. При этом следует твердо помнить, что основной (общей) целью должно быть улучшение качества жизни человека.

Автор: Александр МЯГКИХ, гендиректор ООО «Ост-Оптик К», специально для «В»