Крабовые страсти-3

Браконьеров, незаконно добывающих крабов, задерживают чуть ли не каждый день. Вот и 23 февраля пограничники Тихоокеанского управления ФСБ РФ за незаконный промысел краба в заливе Петра Великого задержали СТР «Калачевск» из Невельска. И не в первый раз. Ранее за незаконный промысел владельцев траулера уже штрафовали. Но пять тысяч рублей штрафа браконьеров не испугали. Почему? Ответ, возможно, вы найдете ниже.

2 март 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1516 от 2 март 2004

Браконьеров, незаконно добывающих крабов, задерживают чуть ли не каждый день. Вот и 23 февраля пограничники Тихоокеанского управления ФСБ РФ за незаконный промысел краба в заливе Петра Великого задержали СТР «Калачевск» из Невельска. И не в первый раз. Ранее за незаконный промысел владельцев траулера уже штрафовали. Но пять тысяч рублей штрафа браконьеров не испугали. Почему? Ответ, возможно, вы найдете ниже.

Итак, 15 февраля 2002 года газета «Владивосток» в материале «Крабовые страсти-2» рассказала своим читателям довольно заурядную историю о том, как в ноябре 2001 года сотрудники Дальневосточной оперативной таможни задержали судно «Громобой» компании «Дальфин» с грузом незаконно добытого краба, который браконьеры пытались вывезти в Японию.

Пикантный момент в этой истории был только один - руководство ООО «Дальфин» резко обрушилось на борцов с контрабандой морских биологических ресурсов, обвинив их в куче противоправных действий - от незаконного пересечения государственной границы до вооруженного захвата и угона судна, которое «было выведено из владения его собственника группой сотрудников ДВОТ». Это из жалобы в Государственный таможенный комитет РФ, лично подписанной президентом ООО «Дальфин»
А. Кудашовым.

Публикуя и данную точку зрения хозяина «Громобоя», и прямо противоположную оценку действий капитана судна, который по указанию судовладельца чуть было не увез в Японию российских оперативников, высаженных для досмотра краболовов-браконьеров, «В» два года назад высказал закономерное пожелание: дескать, суд определит, кто прав в этой истории, а кто нет. И суд действительно определил...…

Постановлением о назначении административного наказания Ленинский районный суд Владивостока 22 ноября 2002 года признал компанию «Дальфин» виновной в совершении административного правонарушения, а именно в незаконном перемещении товаров через таможенную границу РФ помимо таможенного контроля. В качестве меры наказания у компании были конфискованы «предметы административного правонарушения». Это полностью запрещенные к вылову на территории России живые самки камчатского краба - 1113 штук, 960 штук волосатых крабов, 333 килограмма запрещенного к вылову синего краба, а также - тонна с небольшим краба камчатского. Цена всех этих деликатесных биоресурсов, конфискованных таможенниками еще в ноябре 2001 года и частично отпущенных в море, а частично отправленных на реализацию, чтобы не испортились, была определена Ленинским судом в 319 тысяч и еще два рубля. Арест с «Громобоя» снят полностью, и судно возвращено владельцу - компании «Дальфин».

А 9 декабря 2003 года Фрунзенский районный суд Владивостока вынес еще один приговор. Теперь в отношении физических действующих лиц этой истории - капитана «Громобоя» Александра Горлова, его старшего помощника Алексея Столярова и Нины Разумовской - начальника информационно-аналитической группы Приморского бассейнового управления по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию промысла, которая специально была откомандирована своим начальством на «Громобой», для того чтобы контролировать правильность вылова камчатского краба компанией «Дальфин» в Японском море.

Но, как гласит приговор, контролирующая дама-рыбинспектор, «видя, что капитан Горлов ведет незаконный промысел краба в неположенном месте, а именно в территориальных водах России, умышленно искажает данные» и тем самым способствует совершению преступления. Суд квалифицировал ее действия как злоупотребление должностными полномочиями и по ч. 3 статьи 285 УК РФ назначил ей наказание в виде трех лет лишения свободы с лишением права занимать должности, связанные с осуществлением контрольных функций, в государственных учреждениях сроком на два года. Срок ей присудили условно и тут же освободили от наказания на основании постановления Госдумы «Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин».

Старпома Алексея Столярова суд своим приговором от уголовного преследования освободил. Доказано было, что в тот критический момент угарного крабового лова Столяров по приказу капитана Горлова фактически исполнял обязанности рулевого матроса и никакого отношения непосредственно к добыче не имел.

А вот Александр Григорьевич Горлов, который тщательно выполнял все указания судовладельца и по его прямому указанию едва не увез оперативников таможни в Японию, обвинялся по целому «букету» статей. Здесь и контрабанда, совершенная неоднократно, и незаконная добыча водных животных, и нарушение законодательства о континентальном шельфе, и злоупотребление полномочиями. Окончательная мера наказания ему была определена в виде пяти лет и шести месяцев лишения свободы условно с двухлетним испытательным сроком. Надо добавить, что к суду с ходатайством не назначать Горлову наказания, связанного с лишением свободы, «учитывая его заслуги перед компанией», обратился коллектив ООО «Дальфин». К тому же, как сказано в приговоре, материальный ущерб, причиненный государству на сумму 263860 рублей, подсудимый возместил в ходе судебного разбирательства.

Из приговора суда. «В нарушение требований действующего законодательства Горлов А. Г. в период с 11 по 24 ноября 2001 года вылавливал крабовую продукцию внутри территориальных вод России. После чего умышленно и незаконно перемещал крабовую продукцию за границу и сдавал ее в иностранном порту, минуя таможенный контроль. 11 ноября 2001 года, переместив помимо таможенного контроля 8390 тонн красного краба-стригуна на общую сумму 515566 рублей, 19.11.01 г. СРТМ «Громобой» под управлением Горлова

А. Г., на борту которого находилось 19060 тонн крабовой продукции на общую сумму 928222 рубля, пересек государственную границу, минуя таможенный контроль, и сдал продукцию в порту Отару. В период с 22 по 24 ноября 2001 года, находясь в территориальных водах РФ, Горлов А. Г., имея на борту крабовую продукцию, вышел за пределы территориальных вод помимо таможенного контроля».

А 24 ноября группа сотрудников Дальневосточной оперативной таможни, руководствуясь данными радиолокационной системы, которая показывает все перемещения судов в море, а также оперативной информацией, полученной от японских властей, решила наконец проверить бурную деятельность «Громобоя» на ниве добычи биоресурсов. И поймала браконьера с поличным.

Надо отметить, что Фрунзенский суд к рассмотрению этого дела подошел скрупулезно, список эпизодов, привлеченных экспертов и свидетелей едва-едва уместился на 11 страницах приговора. Но можем ли мы с вами положа руку на сердце считать, что зло наказано и справедливость «именем Российской Федерации» восторжествовала?

Ситуацию комментирует пресс-секретарь Дальневосточной оперативной таможни Игорь ЯРОВЕНКО:

- Да, на первый взгляд справедливость восторжествовала. Контрабандисты понесли заслуженное наказание. Но, как показывает практика, денежные штрафы не пугают нечистых на руку «рыбаков». А предусмотренная Административным кодексом санкция в виде конфискации самих сейнеров абсолютно не используется судебными органами Приморского края.

В настоящее время недобросовестные рыболовецкие и крабодобывающие организации достаточно хорошо подготовлены на случай встречи в море с контролирующими и правоохранительными органами - от имеющихся у них брошюр-справочников с перечнем патрульных кораблей Тихоокеанского флота, включая их параметры, фотографии и позывные, до подробнейших инструкций, составленных сильнейшими юристами с подробными рекомендациями для капитанов судов-нарушителей, как поступать и что говорить в момент задержания.

Но, по большому счету, вопрос о расхищении биоресурсов затрагивает в первую очередь экономическую безопасность России. И здесь мы упираемся в несовершенство внутренних законодательных актов. Сколько можно говорить о необходимости принятия закона «О рыболовстве», который бы взамен существующих многочисленных, порой противоречивых ведомственных приказов и инструкций урегулировал отношения между рыбаками и государством?

КСТАТИ

В Дальневосточном федеральном округе по  итогам 2003 года на  14,8 процента выросло количество выявленных случаев браконьерства в  сфере добычи водных биоресурсов. По данным пресс-службы Дальневосточного управления МВД РФ, всего за минувший год зарегистрировано 1586 таких случаев, на  69,3 процента выросло количество дел, направленных в  суд, к уголовной ответственности привлечено 659 человек, что на  60 процентов больше, чем за 2002 год. Из незаконного оборота изъято более 80 тысяч тонн рыбы ценных пород, 135 тонн икры, около 400 тонн краба.

Автор: Ольга АКСАКОВА, «Владивосток»