Зодчий горожанину друг или?..

Анна Мялк, начальник отдела сохранения памятников филиала ГУ «Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры» Министерства культуры РФ по Дальневосточному федеральному округу:

27 февр. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1515 от 27 февр. 2004

Анна Мялк, начальник отдела сохранения памятников филиала ГУ «Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры» Министерства культуры РФ по Дальневосточному федеральному округу:

- Нет ничего сложного в том, чтобы город строился по всем правилам: красиво и комфортно. Существуют четко прописанные нормы и правила - СНиП по градостроительству. Этот закон никто не отменял, но проектировщики и контролирующие архитектурные органы почему-то никак не хотят его выполнять.

Вот маленький пример из собственного опыта. В свое время мне довелось участвовать в проектировании 56-го микрорайона. С 83-й типовой серией особенно не разгуляешься, но мы старались как могли разнообразить застройку и сделать микрорайон удобным для проживания. В частности, там были запроектированы два детских сада, один построить успели, а на месте второго не так давно начали возводить многоэтажный жилой дом. Понятно, что делается это без всяких расчетов и градостроительных обоснований. Дело в том, что уже в ходе застройки (которая и так была рассчитана на пределе, учитывая сложность рельефа) каждый дом «подрастили» на этаж. Это добавило в среду проживания около 1000 незапланированных жильцов. А что будет сейчас?..

Что касается исторической застройки, слово «уплотнение» здесь не совсем подходит. Объясню почему. Эту среду сегодня невозможно воспринимать как жилую - здесь давно не делается никакого благоустройства для людей, которые там проживают. Достаточно вспомнить Миллионку. Хотя в начале 90-х годов архитекторы начали готовить комплексный проект реставрации старых кварталов Владивостока, учитывая их историческую ценность. Увы, этот проект так и не был утвержден.

Вот и получается, что все чаще появляются доминанты - высотные здания внутри исторической квартальной застройки, которые ломают всю композицию, а значит, уродуют облик города.

Между тем в градостроительном кодексе записано: жители имеют право знать, какие градостроительные изменения ожидают их район. Мало того, органы архитектуры просто обязаны информировать жильцов об этом. Причем мнения жильцов никто со счетов не сбрасывает. Если они не согласны с застройкой - они имеют право обратиться в суд, назначить независимую экспертизу (лицензию на проведение архитектурной экспертизы имеют сегодня Приморгражданпроект, ДальНИИС, ДНИИМФ).

Повторю еще раз - именно органы архитектуры должны проводить разъяснительную работу с горожанами, аргументированно убеждать их в своих проектах. Мэр старинного американского г. Чарльстона, где побывала недавно группа приморцев, создал даже большую службу архитекторов, которые занимаются исключительно работой с населением. У нас пока стараются обойти эту проблему стороной.

Вот почему мы до сих пор остаемся в глубоком неведении, какой новый высотный дом вдруг увидим завтра в сердце старого города.