Нам здесь снимать?

Губернатор Приморского края Сергей Дарькин издал распоряжение о подготовке и проведении II международного кинофестиваля стран АТР. Одна из целей – развитие кинематографического искусства на Дальнем Востоке. Можно ли сегодня назвать Владивосток кинематографичным городом? Какое оно, приморское кино, и есть ли оно вообще? Ответы на эти вопросы попытался найти корр. «В».

27 февр. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1515 от 27 февр. 2004

Губернатор Приморского края Сергей Дарькин издал распоряжение о подготовке и проведении  II международного кинофестиваля стран АТР. Одна из целей – развитие кинематографического искусства на Дальнем Востоке.  Можно ли сегодня назвать Владивосток  кинематографичным городом?  Какое оно, приморское кино,  и есть ли оно вообще? Ответы на эти вопросы попытался найти корр. «В».

ВОПРОСЫ

Что такое кино в  нашем городе после того, как закрыта студия «Дальтелефильм»? Позволяет ли техническое оснащение коммерческих студий  создать  картину, которая  станет явлением в  кинематографе? И  есть ли перспектива  в развитии  кинопроизводства Приморья?

ОТВЕТЫ

Да, в нашем городе есть  люди кино. Их смело можно назвать энтузиастами. Они  снимают малобюджетные картины и надеются  на настоящее  кинопроизводство.  Стоит пояснить, что речь идет прежде всего о художественном кино, так как документальное в свое время гремело на всю страну (ленты «Дальтелефильма» неоднократно становились призерами кинофестивалей). Сегодня оно тоже есть, но… Мягко говоря, изменились реалии. Прежде всего финансовые. Штат и многочисленные цеха содержать не на что, соответственно нет и единой студии. Опытные кинематографисты снимают рекламные ролики.  

Владимир Патрушев  возглавляет  приморский филиал  Союза кинематографистов, кинодокументалист. Он считает, что возможностей для киносъемки во Владивостоке предостаточно. А вот с кадрами – проблема, настоящих профессионалов – единицы (Союз кинематографистов Приморья насчитывает 11 человек), команды не соберешь. Между тем картина - это  результат коллективного труда. «Снять документальный фильм  как любитель я не хочу, а профессионально не получается», - говорит Владимир Григорьевич. Причина все та же - нехватка денег. Но вернемся к художественным фильмам. Можно обойтись минимальным начальным капиталом. В пример  можно привести  опыт режиссера Игоря Соловьева,   директора  киностудии «Русский остров», который  снял  новогоднюю сказку  «Чудо». Малобюджетный  игровой  фильм (продолжительностью около получаса) можно считать  первым в нашем городе. Тогда новогодний подарок (действие фильма происходит в канун праздника) удалось снять за символическую сумму: потратились только на торт и такси, актеры работали за инте
рес, техника – собственность киностудии. Сегодня  в проекте  еще  три  сценария  полнометражных фильмов и  сериала  для детей  «Владивостокская крепость», имеющие удостоверение  Гостелефильма.  Что мешает воплотить  идеи в жизнь? «Отсутствие  финансирования  и  заинтересованных  инвесторов, - говорит Игорь Соловьев. - Чтобы показать  свой продукт на  ТВ, нужно  заплатить деньги. Хотя во всем мире происходит наоборот».

ДЕНЬГИ

Сколько нужно денег  для  фильма? Ответ на этот вопрос дал Юрий Гончаров, сценарист и  известный театральный режиссер. Юрий  является автором  сценария к  12-серийному сериалу «Сопка  Тигровая», съемки  которого  откладывались дважды. Сегодня  проект «заморожен». «Для  производства сериала нужно  около 300 тысяч долларов. Такую сумму можно  получить только от меценатов. У  наших продюсеров  этих  денег нет. Кроме того, техническое оснащение студий Владивостока не позволяет монтировать  материал качественно,   надо  делать это в Москве. Еще один момент: что потом делать с картиной? Как продвигать на рынок? Как окупить затраты? Продажа  полученного продукта и  съемки  сериала - это разные вещи. В этом смысле привлечение иностранных инвесторов проблематично. Они  лучше вложат деньги в съемки  собственного  фильма  в Приморье. Так же  как  и москвичи».

ЛЮДИ

Деньги – лишь одна сторона проблемы. Вторая – кадры. Конечно, сейчас подрастают  ряды будущих режиссеров и  сценаристов. Студенты журфака  на базе вузовской лаборатории  пытаются  снимать  игровые фильмы. Но  многие с самого начала лелеют мечту  уехать в Москву, выучиться   там   и  воплотить  свои  идеи.

А вот с актерским  составом для будущей картины сложностей не возникает. Для осуществления своего проекта  Юрий Гончаров собрал команду  из студентов  академии искусств. В Москве  известен  Павел Руминов,  бывший клипмейкер, теперь уже автор сценария   картины «Одиночество крови» (впрочем, единственный пример  такого успеха «наших» в столице).

ЛИЧНОСТЬ

«Если хочешь снимать кино, снимай его и во Владивостоке!» - это   позиция  Глеба Телешова, режиссера и сценариста. Глеб - автор культового фильма «Сабс». Почти  10 лет назад он  стал лауреатом Киевского кинофестиваля. После этого  было несколько  документальных  фильмов. Тема человеческих  взаимоотношений, социума и  природы – сюжеты его работ. Глеб  не хочет говорить о планах, считает, что  надо делать, а  не  разглагольствовать.  Везде, даже  в нашем городе,  при желании  возможно любое кино: «На это можно затратить и тысячи  долларов и  минимум  рублей, главное, чтобы была гармония между  идеей в голове и  практическим ее  воплощением. Профессиональная  школа  иногда может и помешать, гениями часто становятся  люди  необразованные, неспециалисты». Последняя  его работа -  это незаконченный фильм  о Сахалине, форма которого пока еще не  определена. Глеб утверждает, что  сейчас необязательно  снимать  на профессиональную  камеру, ее можно  заменить   цифровой. А полученный материал  перенести на нужный носит
ель. Ведь все  зависит от задач  проекта, его назначения.

KINO ИЛИ КИНО?

Сначала  мне хотелось  дать этому материалу  заголовок «Мы будем ждать». А вдруг  оно, кино, будет? Ведь  назвать  все эти творческие поиски полноценным   кинопроизводством никак  нельзя. Мне  кажется,  что есть чего ждать. И если в развитии  кинопроизводства в  Приморье  будут  заинтересованы  государственные или  коммерческие  структуры так же, как, к примеру, в проведении кинофестиваля Pacific Meridian, приморский кинематограф обязательно будет.  Главное, что  в  этом городе живут люди, которые знают, что такое кино  и как его снимать.

Автор: Ася СОЛОДЧЕНКО, специально для «В»