Капитан по имени Вера

Вера Глаголева – вечная девочка, знакомая зрителям по нескольким десятков фильмов, приехала во Владивосток на сей раз в составе театральной антрепризы. Психологическая роль в спектакле по пьесе Жана Кокто «Плохая семейка» весьма отличалась от экранного образа – хрупкой, флегматичной и очень незащищенной женщины. Лео (имя героини) жертвенна, но сильна и даже напориста. Впрочем, реальная Вера Глаголева тоже производит впечатление человека неслабого и умеющего управлять жизнью - настоящего капитана.

25 февр. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1513 от 25 февр. 2004

Вера Глаголева – вечная девочка, знакомая зрителям по нескольким десятков фильмов, приехала во Владивосток на сей раз в составе театральной  антрепризы. Психологическая роль в спектакле по пьесе Жана Кокто «Плохая семейка» весьма отличалась от экранного образа – хрупкой, флегматичной и очень незащищенной женщины. Лео (имя героини) жертвенна, но сильна и даже напориста. Впрочем, реальная Вера Глаголева тоже производит впечатление человека неслабого и умеющего управлять жизнью - настоящего капитана.

- Вера, вы начали сниматься в кино сразу после окончания школы, даже не получив высшего образования. Десятки ролей, хорошие режиссеры - и вдруг театр, в котором на сцене «рвется чувство». Да еще антреприза, перелеты, переезды. Зачем?

- В театр идут потому, что это возможность сыграть то, что хотелось бы. Так получается, что кино не всегда эту возможность дает, не все зависит в нем от актера, даже меньше всего зависит от актера. В кино главенствует режиссер. А в театре я решаю, в какой пьесе играть. Так случилось с «Русской рулеткой...», где мы играем с Игорем Бочкиным. Мне показали сценарий, понравилось, согласилась...… Пьеса оказалась столь востребованной и популярной, что теперь можно называть едва ли не каждый город России, и я скажу, что была в нем. 

- В спектакле «Плохая семейка» ваша героиня – замечательная, красивая, тонкая женщина – жертва несчастной любви, остающаяся старой девой. А в жизни женщина чаще жертва или победительница?

- Все зависит от того, как  она поставит себя. Между прочим, и в пьесе Кокто все в конечном счете происходит так, как хочет моя героиня. Она принесла себя в жертву, но в результате это ее победа. Хотя в принципе нельзя односложно рассуждать о природе жертвенности. В разные моменты жизни по-разному. Ведь мы говорим не о той женщине, которой все удалось, и не о той, у которой сплошные неудачи. А о среднестатистической, обычной женщине. У нее бывают моменты настоящего счастья, когда ощущаешь цельность жизни. И вдруг в одночасье все ломается. Наверное, через испытания проходит каждый из нас, это некое чистилище. Но и в такой момент женщину держит любовь. Хотелось бы, конечно, чтобы она оставалась сильной духом.

- Вы тоже пережили этот момент? Есть рецепты по поводу источника этих самых сил?

- Рецепт очень простой. Не замыкаться в себе, общаться с людьми, которые дороги, заниматься детьми, уходить в работу. И надеяться и ждать, что все будет хорошо и что тебе бог даст счастье. Я действительно пережила сложный период, в который сняла свой единственный фильм «Сломанный свет». Это грустная лента. Мы как раз разводились с Родионом Нахапетовым, вернее, я понимала, что он не вернется из Америки. Сценарий совпал с моим настроением. И я решила проверить себя на прочность. Надо было искать деньги, спонсоров, актеров, организовывать съемки. Личные проблемы сразу отошли на второй план.

- И бог дал счастье? Вы вышли замуж, родилась третья дочь Настя… Ваш муж Кирилл (занимается кораблестроительным бизнесом. – Прим. авт.) – человек бизнеса, вы – натура творческая. Трудно совмещаются характеры?

- Нет. Мужу нравится, что я работаю. И когда я играю в театре, он с удовольствием приходит с друзьями. С большой радостью. У него, безусловно, есть какая-то гордость за то, что происходит на сцене. Он счастлив. И вообще Кирилл считает, что надо больше работать - это поддерживает человека в форме, женщину в том числе.

- «Сломанный свет» - фильм о любви. Вы верите в нее?

- Безусловно. Надо понимать меру того, что ты получаешь. Не надо зацикливаться на мелочах. И если приходит это безумное и огромное чувство, ценить его. Не разменивать. Вот сейчас уже понимаешь: мудрее надо быть. Смотришь на детей, в 20 лет им кажутся значимыми абсолютно несущественные вещи. Из-за них просто мир рушится! Но ведь это так неважно – позвонил-не позвонил, приехал-уехал...… Если есть что-то главное в человеке, если ты ему веришь, все остальное – такая мелочь!

- А если вера сломалась?

- Бывает... С этим ничего не поделаешь. И рецептов здесь нет. Я сама не простила бы предательства. Это касается не только мужчины - любого человека. Если я перестаю верить ему, я перестаю общаться.

- Продолжение женщины – ее дети. Что важно заложить в них? Вы можете считать себя хорошим педагогом?

- Назидательно воспитывать вообще очень сложно. Тем более сейчас, когда пошатнулись все ценности и трудно приводить какие-то примеры. Не срабатывает. Теперь общественное мнение, какие-то истины, на которых раньше строилось все, ничего не значат. Противостоять этому огульному идиотизму, который нас окружает (я беру не только телевидение, и другие СМИ), сложно. Упор делается просто на душевную порнографию. Все деградирует, смещены все понятия о чести, совести, достоинстве. Борьба дьявольского и божественного всегда была, но сегодня в России зло главенствует. Поэтому с воспитанием сложно. Я, может быть, говорю банальные вещи...… Но можно только своим примером, своим поведением задать какую-то модель. Показать детям, что ты - не сволочь, хотя им сейчас жить как раз легче. Самое страшное, когда все дозволено. Если ты сможешь детям внушить, что есть вещи, которые абсолютны, тогда ты состоялся как воспитатель.

- Вера, вы достаточно часто появляетесь на ТВ. ТВ-шоу, сериалы – это желание быть в обойме?

- Иногда знаешь человека, который все это делает, и отказать трудно. А в «Последнем герое» я увидела возможность проявить себя, опять же посмотреть на какие-то свои силы. Потом ехала всего на неделю, это не было сильно обременительно для меня. Когда позвонили, первое, что я спросила: не нужно ли есть тараканов или какую-то другую гадость, что я не стала бы делать ни при каких обстоятельствах. Мне ответили, что все это будет уже без меня, позже. Я подумала, почему бы и нет. В принципе, условия интересные. И признаюсь, я не страдала от лишений. Я не люблю шоколад (некоторые девушки едва вынесли испытание его отсутствием), не курю и не пью. Малое количество еды тоже меня не смущает. Я не то, чтобы мало ем, но не особо задумываюсь об этом. Я не гурман. Кроме того, участие в «Последнем герое» одобрили мои дети. Они были в восторге...

- Кстати, о еде и вообще быте. Вас можно причислить к женам-хозяйкам?

- Нет. О быте мне нечего сказать, потому что все вопросы, связанные с ним, решены моим мужем.

- Значит, свободное время посвящается себе?

- Я не очень-то люблю заниматься собой. Времени на косметические салоны и спортзалы жалко. Кроме того, природные данные не заставляют меня особо усердствовать. Я не сижу на диетах. По жизни. К примеру, обожаю блины со сметаной и могу их есть даже вечером. Другое дело, что женщину обязательно что-то должно радовать. Мне нравится находиться в семье, рядом со своими близкими. Путешествовать куда-то вместе со всеми детьми. Вот в этом я нахожу радость жизни…

Досье «В»

Вера Глаголева: актриса, режиссер. Родилась 31 января 1956 года в Москве. Сниматься начала сразу после окончания школы. В 1990-м выступила в роли режиссера-постановщика фильма «Сломанный свет». В 1996 году получила звание заслуженной артистки РФ. Замужем второй раз. Имеет трех дочерей.

Автор: Ольга ЗОТОВА (фото автора), «Владивосток»