Технология работает во всем мире

Надо ли специально готовить к тестированию? На этот вопрос отвечает Николай Андреевич СМАЛЬ, зам. председателя приемной комиссии ДВГУ, директор Института довузовского образования ДВГУ.

20 февр. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1512 от 20 февр. 2004

Надо ли специально готовить к тестированию? На этот вопрос отвечает Николай Андреевич СМАЛЬ, зам. председателя приемной комиссии ДВГУ, директор Института довузовского образования ДВГУ.

- Тестирование как технология имеет как плюсы, так и минусы. На мой взгляд, плюсов больше. Во-первых, если тестирование проводится правильно, то практически полностью исключает субъективность экзаменатора. Во-вторых, исключаются случайности. Традиционный билет на экзамене включает две-три темы из всего материала, и велика доля случая: повезло - вытянул тот, что знает. Сдать тест - значит показать знания всего объема предмета - от и до. Потому что 35-60 вопросов, многие практической направленности, требуют знания, понимания и применения теории. Требования теста несравнимо выше, чем на простом экзамене.

О минусах тоже говорят, о том, что несовершенны сами тесты.

- Николай Андреевич, некоторые школьные учителя заявляют, что специально к тестированию и не надо готовить - если ребенок хорошо и систематически учится, он сдаст тест легко.

- К тестированию надо готовить! Потому что есть психологические и технические особенности. Но есть и особенности «тестового мышления»: ребенок может просто не представлять, какой от него потребуется объем знаний (начиная с заданий 7-8 класса и заканчивая вчера пройденной темой). Его может обескуражить нестандартно сформулированный вопрос. Лимит времени. Или то, что требуется применить теорию в задачке… Наш опыт показывает: в первый раз даже отличник может получить низкий балл, и хорошо, если тест репетиционный. К третьей попытке балл может вырасти до 90-100. Причем дело не только в том, что школьник перестанет испытывать стресс перед такой формой испытания, а в том, что сориентируется, по каким темам оказались пробелы. Вот почему нужны тесты как формы регулярных школьных проверок. И значит, школьный учитель просто обязан ввести их в свою методику преподавания и контроля знаний: промежуточные, по отдельным темам или блокам, охватывающие локальные или широкие тематические пласты. Компьютерные или бланковые - любые! Кроме того, нужно знакомить ребят с демонстрационными или прошлогодними версиями. Тест объективнее еще и потому, что процесс проверки знаний в школах формализован. Масса примеров, когда ребенок получает хорошие оценки только потому, что примерно себя ведет, не конфликтует с преподавателями, систематически представляет домашнее задание, иногда списанное. И нет возможности копнуть глубже и увидеть - поверхностные ли знания или основательные, крепкие? В заблуждении находятся как учитель, так и сам ученик и его родители.

- Широкое применение тестирования потребует корректировки в обучении?

- В какой-то степени, но необязательно кардинальной. Тестирование не предполагает сверхвысоких знаний, вопросы не выходят за рамки школьной программы. Сложность для школьника в другом: в умении свободно ориентироваться и оперировать большим объемом материала, понимать структуру предмета, применять в задачах практической направленности. И учитель должен этому научить! Потому что если школьник знает материал частично, на простом экзамене может проскочить. На тесте - вряд ли.

- Студенты ДВГУ, поступавшие по технологии теста, утверждают: там были вопросы, не изучавшиеся в школах…

- На методических советах мы тоже слышим: тесты по сложности выходят за рамки школьной программы. Смею утверждать, что это не так: все тесты утверждены министерством образования и соответствуют образовательному стандарту. Другое дело, что школа не всегда дает такой стандарт.

- Но ведь школа ответственна за судьбу своего выпускника?

- Да, но теория и реальность не всегда совпадают… Где-то нет учителя, недостаточна его квалификация, слабая материальная, лабораторная база школы. Или ученик просто не усвоил, а времени втолковать - мало…

- Выход?

- Если школьник планирует учиться дальше - надо идти на подготовительные курсы, получать довузовскую подготовку. Заниматься самостоятельно, используя в качестве образовательного плана все те же тесты. Другого не дано. Сэкономите на довузовской подготовке - переплатите за учебу…

Автор: Марина ИВЛЕВА, "Владивосток"