На колесах

Владивосток - город автомобильный. Цена бензина, ямы на дорогах, ближайший снегопад - главные темы для разговоров. И даже те горожане, что пока еще не обзавелись личным авто, не могут к этим беседам не прислушиваться. Потому что они тоже - на колесах. Общественного транспорта.

18 февр. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1510 от 18 февр. 2004

Владивосток - город автомобильный. Цена бензина, ямы на дорогах, ближайший снегопад - главные темы для разговоров. И даже те горожане, что пока еще не обзавелись личным авто, не могут к этим беседам не прислушиваться. Потому что они тоже - на колесах. Общественного транспорта.

«Прямая линия» читателей «В» с Валентином Кураевым, начальником транспортного управления администрации Владивостока, получилась мобильной и деловой. А первый же вопрос был, разумеется, о том, что волнует сегодня больше всего…

- Здравствуйте! Скажите, будет ли повышаться стоимость проезда в городском транспорте и скоро ли?

- Цена должна регулироваться в соответствии с рыночной экономикой. Пять рублей - это сейчас хорошо. Но очевидно, что к концу лета проезд все же подорожает и будет стоить семь рублей. Сейчас перевозчики заканчивают обоснования, расчеты по подготовленным нами методикам...… Бесплатный транспорт в условиях рынка - иллюзия.

- Добрый день! Я пенсионерка, Майя Павловна меня зовут. Скажите, ну зачем эти пластиковые карточки?  Я ветеран труда, основанием для моего бесплатного проезда является закон о ветеранах...

- Майя Павловна! Никто не отменяет те документы, которые сейчас действуют и подтверждают льготный проезд. Карточки вводятся в первую очередь для того, чтобы ввести строгий учет, сколько же реально перевозится льготников, и потом точно компенсировать перевозчикам их затраты. Москва говорит нам: откуда  данные? Вот вы посчитайте точно, тогда мы будем выделять деньги на компенсацию не по трем категориям (сейчас федеральный бюджет переводит деньги по трем позициям: закон о ветеранах, закон о социальной защите инвалидов и закон о социальной защите граждан, подвергшихся радиационному облучению в результате аварии на Чернобыльской АЭС), как сейчас, а полностью. Далее. Карточка эта - многофункциональная. Когда вы начнете ею пользоваться, вы оцените все преимущества. С ее помощью можно будет платить за квартиру, иметь льготы на медицинское обслуживание, переводить на нее пенсионные деньги и начислять на них проценты.

- Но эти карточки - такая дорогая вещь… Зачем такие траты, неужели лишние деньги в бюджете?

- Карточки - веление времени. Вот вам простой пример.

У нас в городе 110 чернобыльцев. А морской перевозчик предоставляет администрации сведения, что в год он перевозит их около 11 тысяч (!!!). Как это понимать? А очень просто! В городе полно поддельных удостоверений, дающих право на льготный проезд. По нашим данным - более 50 тысяч. Вот и посчитайте, сколько денег перевозчики - а в итоге и бюджет - теряют только в день. Умножьте хоть на пять рублей! Сегодня сделать подделку - две минуты…... Водитель разве в силах разобраться, чего ему там показывают в течение секунды, если специалисты не сразу распознают!

Карточки же, которые мы вводим, подделать будет нельзя. За пять лет их работы в  других городах - ни одного случая подделки! На карточке будет ваша фотография, ее нельзя будет передать другому лицу. Да, вы правильно говорите, не совсем это дешевое удовольствие. Но они окупятся довольно быстро - в течение полугода, потому что мы очень много теряем.

- Но ведь еще нужны терминалы, они мешать будут, ломаться, нас, ветеранов, в автобусы пускать не будут. Не лучше ли все деньги, которые положены на компенсации, разделить и раздать - перевозчикам или ветеранам, чтобы они платили за проезд?

- Видите ли, Майя Павловна... За прошедшие 10-15 лет были приняты 30 законов, которые мы обязаны выполнять, хотя условия жизни изменились. Во Владивостоке более 200 тысяч человек, пользующихся льготами. И далеко не все федеральные структуры вовремя вносят деньги на компенсацию своего проезда. Вот когда мы заведем строгий учет - сколько в день проехало льготников и из каких ведомств, предъявим им факты - тогда придется компенсировать и задуматься о том, куда в субботний летний денек едет компания силовиков - на задержание или на пляж...… Что касается терминала, то это устройство размером с телефонную трубку, очень небольшое.

Вы входите - даете карточку водителю. Он вставляет в терминал: загорается лампочка - проходи, нет - извини...…

- А надо ли менять удостоверения на карточки? Где и когда?

- Пока идет эксперимент. Когда мы будем вводить карточки для вашей категории, вас известят, куда и когда приходить.

- Здравствуйте! У меня вот льгота по двум удостоверениям - ветеран труда и участник трудового фронта, мне оба надо предъявлять?

- Одного вполне достаточно.

- Будут ли в этом году ветераны войны пользоваться льготами на пригородных маршрутах - 102, 103, 105-м?

- Главное направление политики городской администрации и лично мэра - социальное. Поэтому законы о ветеранах, других социально незащищенных категориях работает и будет работать. В том числе и на пригородных маршрутах, на железной дороге и морском транспорте. И если вдруг вас кто-то отказывается везти бесплатно, прошу, записывайте номер автобуса, номер маршрута и время - и звоните в наш отдел по телефону 220-114, 225-092.

- Является ли членский билет общества инвалидов, в котором есть мое фото и моя справка об инвалидности, документом, удостоверяющим льготу? А то многие водители не принимают его…

- Является. Если не принимают, звоните нам. Мы меры всегда примем.

- Ехала я утром в автобусе 23-го маршрута, номер его 417. У водителя во всю мощь работал телевизор, и вел он автобус, глядя одним глазом в экран. Я подошла, попросила выключить телевизор: и от дороги отвлекает, и пассажирам не слишком приятно… Так водитель на полном ходу распахнул дверцы передней двери и так резко затормозил, что я чуть не выпала. «Пошла вон!» - заорал. Как такого человека людей возить взяли?

- Большая часть водителей хорошо выполняет свои обязанности, и нельзя их огульно обвинять. Они трудяги, выполняют огромную работу, и я очень им за это признателен.  Но есть и иные примеры...… У нас нехватка водителей, и большинство из них - не владивостокцы, а приезжие из других городов и районов края. Раньше требования к водителю общественного транспорта были очень строгими, сейчас мы вынуждены брать тех, кто приходит. Что мы предпринимаем?  Проводим сейчас совместно с Ространсинспекцией операцию «Автобус», в ходе которой проверяем техническое состояние автобусов и культуру водителей. 25 марта этого года будет проводиться конкурс среди транспортных предприятий на обслуживание пассажирских перевозок по городским и пригородным маршрутам, и в договоры, которые мы будем заключать с перевозчиками, внесены пункты, как раз направленные на повышение ответственности руководителей транспортных предприятий: они ОБЯЗАНЫ провозить льготников, следить за чистотой в автобусах, за культурой обслуживания. Теперь мы требуем от компаний, чтобы водителю, уволенному за хамство, в трудовой книжке писали не «по собственному желанию», а настоящую мотивировку, чтобы мы вели учет таких водителей и они, уволившись из одной фирмы, не могли тут же устроиться в другую.

Если же вам нахамили в автобусе, надо немедленно звонить в управление транспорта мэрии или заявить в любой диспетчерский пункт. Только нужно назвать причину обращения, указать номер автобуса и номер маршрута, а также время.

- Меня зовут Иван Тихонович. И я знаю, как решить проблему транспорта. Надо возродить парк муниципальных машин!

- Так сложилось, что у нас 80 процентов пассажирских перевозок осуществляют коммерческие организации. Пять лет назад бывшей администрацией города муниципальный транспорт был уничтожен. Мы живем в условиях рыночной экономики. Приобрести автобус пяти-, семилетней давности - корейский, японский - стоит намного дешевле, чем купить новый российский. Однако приобрести целый парк машин - нереально. Намного более эффективное решение - контролировать имеющихся перевозчиков. У нас сейчас в коммерческих предприятиях 1200 автобусов, на линию по расписанию выходят около 700, 120 маршрутов в городе. Нам надо делать упор на коммерческий транспорт, развивать его и поддерживать. Но при этом руководители коммерческих фирм-перевозчиков должны заботиться о техническом состоянии автобусов, закупая те, что не старше 1997 года.

- Вот-вот, я как раз про это хотел сказать, какие есть старые машины…

- Надеюсь, что уже через год-другой все автобусы в городе будут не старше 1997 года.   Мы и сейчас работаем в этом направлении.

- А какие перспективы у трамвая, троллейбуса?

- Разумеется, мы их сохраним. И будем развивать в меру сил. Скоро в Комсомольск-на-Амуре уйдут ремонтироваться два трамвайных вагона. Потом еще три. Вообще на содержание транспорта в год из бюджета уходит 4 процента. Крохи... Но мы стараемся. Вот 14 марта трамваи и троллейбусы будут работать бесплатно…

- Я живу на Трудовой. Почему у нас не ходит автобус по 32-му маршруту? Точнее, ходит, но один… Очень мало…

- Маршрут будет работать, он выставлен как лот на конкурс на 25 марта. Так что обязательно будет ходить.

- А один водитель на этом маршруте просто меняет табличку и уезжает на другой. Они имеют такое право?

- Самовольно? Нет. Это нарушение.

- Как определяется, какое количество автобусов должно работать на данном маршруте? А то одни стаями ходят, а других не дождешься…

- За последние 10 лет во Владивостоке сложился стабильный пассажиропоток: население города резко не увеличилось, не появились новые микрорайоны, поэтому мы используем накопленный опыт и ведем исследования с учетом пожеланий жителей Владивостока.

- Вот нам бы маршрут с Нейбута на Вторую Речку…

- Обратитесь в отдел с заявкой, мы съездим на место, посмотрим, насколько есть потребность, просчитаем.

- Я живу на Часовитина, а работаю на Стрельникова. Почему так мало автобусов идут с “Маяка” на Тихую или Диомид? Неужели невыгодный маршрут?

- Вообще мы стараемся сделать побольше сквозных маршрутов, и в этом состоит наша политика - чтобы человек за пять рублей мог доехать из одного конца города в другой, не пересаживаясь. И вашим подсказкам всегда рады.

- Скажите, Валентин Александрович, когда мы уже распрощаемся с маршрутками-микриками?

- Пока, очевидно, не будем прощаться... Если для длинных сквозных маршрутов выгодно использовать большие автобусы, то на коротких маршрутах микроавтобусы оправдывают себя. Обойтись без них мы не сможем.

- Водитель 26-го маршрута “Горностай - Луговая” ведет себя отвратительно: хочет - едет, хочет - нет. То снег идет - не поеду, то просто сидит курит… А 72-й маршрут ходит нормально - там водитель другой.

- Разберемся обязательно. Общественный транспорт должен ходить в любую погоду, конечно, с учетом мер безопасности.

- 80-й маршрут, идущий на Океанскую через центр, нерационален. А вот автобус, чтобы через Выселковую ходил, очень нужен…

- Ну это на ваш взгляд он нерационален…... Многим он нравится и открыт, кстати, по просьбам жителей. А после 25 марта будет ходить автобус через Выселковую, он выставлен как лот на конкурс.

- Скажите, кто отвечает за безопасность пассажиров на морском транспорте - на паромах, катерах?

- Специалисты «Владморпасса», они получают от нас компенсации - 27 миллионов за год - дотации на погашение убытков и более 10,5 миллиона субвенций за льготников.

- Будет ли ходить электричка Луговая - центр?

- Ходит и ходить будет по установленному расписанию - ежедневно. Это очень удобно - быстро с Чуркина попасть в центр.

- Вот сколько раз слышала, как жалуются фирмы-перевозчики: мол, убытки у них. Что, этот бизнес и правда невыгодный?

- Да если бы он не был выгодным, кто бы стал им заниматься в условиях рынка, бросать деньги на ветер? Более 700 тысяч пассажиров в день перевозят. Посчитайте...

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток»