Без элиты в XXI век?

Интервью с председателем комитета по науке и высшей школе администрации Приморского края Евгением Красновым

5 июнь 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №151 от 5 июнь 1997

Интервью с председателем комитета по науке и высшей школе администрации Приморского края Евгением Красновым

- Евгений Геннадьевич, наши две предыдущие встречи в большей степени были посвящены развитию высшего образования в крае. А не могли бы вы рассказать о взаимодействии науки с государственными структурами. Что сегодня определяет уровень этих отношений?

- Во все времена власть не понимала научную элиту. А точнее - боялась ее. Эти люди всегда были неудобны для общества, потому что им глупость политиков видна сразу. Наука всегда была государством в государстве. И в принципе это всех устраивало. Сегодня же, когда одно из них как никогда бедно, второе остается невостребованным.

- Если ученые вне политики, чем объясняется участие наших земляков в различных акциях поддержки своего губернатора? Насколько мне известно, как только начинается очередной виток противостояния, когда судьба губернатора сводится к одному: быть или не быть, в Москву летят письма в защиту Евгения Ивановича. И немалая их часть написана учеными. Обличая центральную власть, они всеми силами пытаются защитить местную.

- Это естественная реакция людей, которые лично убедились в том, что губернатор не бросает слов на ветер, в его умении перспективно мыслить и оперативно решать проблемы. Именно с его приходом стало по-настоящему крепнуть доверие двух сторон: ученых и чиновников, традиционно обреченных на непонимание друг друга. Центр к таким взаимоотношениям не спешит.

В своем обращении к правительству Российской Федерации наши ученые утверждают, что в настоящее время не экономические трудности, а иерархия приоритетов обуславливает политику, проводимую правительством в отношении науки. За последние пять лет финансирование Российской академии наук сократилось примерно в 15-20 раз. Реальная заработная плата ученых - в 4-5 раз. Практически перестало обновляться лабораторное и экспедиционное оборудование. Отставание в оснащении научных учреждений вычислительной техникой по сравнению с развитыми странами Запада составляет многие сотни раз.

Сложилась парадоксальная ситуация: деньги ученым выделяются только на зарплату и по указу президента не могут быть истрачены ни на что другое. На проведение научных исследований в последние годы не было выделено ни копейки, иными словами, ученые получают пособие по безработице. Такая практика финансирования привела к образованию задолженности учреждений Дальневосточного отделения Российской академии наук в 1997 году за электроснабжение в объеме более 1,4 миллиарда рублей. Задолженность федерального бюджета за четыре месяца по статьям, не связанным с заработной платой, превысила 14 миллиардов рублей. Из них почти 5 миллиардов рублей предназначены на жизнеобеспечение зданий. Научные учреждения предупреждены об отключении электроснабжения. Если это произойдет, то кроме невозможности продолжить работы в лабораториях будет уничтожен результат многолетних трудов целых коллективов. Хранимые в особых (температурных) условиях коллекции ценных микроорганизмов и другой уникальный биологический материал будут навсегда утрачены.

В критическом состоянии находится крупнейший в России научно-исследовательский флот. Балансовая стоимость имеющихся в распоряжении Дальневосточного отделения Российской академии наук уникальных судов и специального оборудования превышает 650 миллиардов рублей. Однако на его содержание и обеспечение самым необходимым в этом году из федерального бюджета не выделено ни одного рубля. Гарантировать сохранность и безопасность судов, даже находящихся у причальной стенки, просто невозможно.

Одними экономическими трудностями эту ситуацию не объяснишь. Ведь в то же время огромные суммы (во много десятков раз превосходящие бюджет Российской академии наук) были затрачены на разрушение и последующее восстановление Грозного. А какое количество средств было потеряно (и продолжает теряться!) при так называемой “приватизации” общегосударственной собственности.

То, что еще составляет конкуренцию в мире - наука и образование, стало для государства тяжелой ношей. Но без науки, без образования нам просто не будет места в грядущем веке. И наш губернатор это прекрасно понимает. Поэтому и берет, насколько это возможно, часть забот на себя.

В целях внедрения в производство современных технологий, а также поддержки перспективных в этом плане фундаментальных исследований принят целый ряд постановлений и распоряжений о создании соответствующих фондов для ученых, преподавателей и студентов. За три года в эту сферу из краевого бюджета вложено 14 млрд. руб.

При администрации края работает фонд содействия развитию науки, новой техники и инновационной деятельности в Приморье. По решению совета фонда, председателем которого является губернатор, из его средств финансируются наиболее значимые для социально-экономического развития региона проекты приморских ученых. Традиционными стали конкурсы грантов губернатора, позволившие отметить творческие поиски более 100 человек. Средства краевого бюджета на науку являются реальным дополнительным источником финансирования научных исследований.

- Евгений Геннадьевич, а нет ли налета излишней парадности при вручении грантов, какие проблемы ученый будет в состоянии решить, получив энную сумму? Кстати, если не секрет, какова сумма гранта?

- Она действительно невелика. В 1995 году это было три с половиной миллиона рублей, в 1996-м - четыре. В этом году будет шесть. Это немного, но и немало. Можно купить компьютер, реактивы, завершить докторскую диссертацию, издать монографию или слетать в командировку в Москву. Каждый распоряжается этой суммой по-своему. Но большинство ученых сходятся во мнении, что “лауреат конкурса гранта губернатора Приморского края” - это почетное звание. Особенно приятно, говорят они, что это бескорыстная оценка результатов научной деятельности. За нее не нужно платить передачей информации, как в случае с зарубежными грантами. Они убеждены, что мы не должны торговать интеллектуальной собственностью, торговать ресурсами, потому что способны производить продукцию сами. Они готовы работать столько, сколько надо, потому что для настоящих ученых возможность работать порой во много крат важнее, чем зарабатывать. И как не ценить это? Почему мы должны стесняться устроить маленький праздник людям, которые являются нашей элитой? Когда уважаемому академику, председателю Дальневосточного отделения Российской академии наук, вице-президенту Российской академии наук Георгию Борисовичу Елякову приходится ходить по высоким столичным кабинетам с протянутой рукой и просить положенные государственным бюджетом деньги - вот за это должно быть стыдно.

К сожалению, на региональном уровне невозможно покрыть все долги центра. Наши деньги не компенсируют их. Но иногда они являются единственной финансовой поддержкой, позволяющей завершить научную работу. Так, с нашей помощью произошло рождение двух лекарственных препаратов (“Гистохром” и “Максар”), не имеющих аналогов в мире. Приятно сознавать, что мы помогли успешному проведению клинических испытаний и разработке технологии производства. А это значит, у людей, например, с ишемической болезнью сердца, инфарктом миокарда, циррозом печени появился шанс выжить.

Всего на ведение клинических испытаний новых лекарственных средств, разработанных в Приморье, краевой администрацией выделено около 1 миллиарда рублей. Ученые все чаще говорят о том, что создание на Дальнем Востоке новой отрасли промышленности - производства биологически активных веществ из океанического и растительного сырья - позволило бы не только более рационально использовать природные богатства, но и изменить характер экономики Дальнего Востока, что важно для России в целом.

У нас работают уникальные научные коллективы, подобных которым не существует больше нигде: в областях биоорганической химии, биологии моря, океанологии. Сохранить их, не дать разрушить то, что создавалось десятилетиями, - в этом, на мой взгляд, и состоит долг государственных служащих. Когда-то Луи Пастер сказал: “Прогресс нации определяется трудами ее ученых и ценностью их открытий”. Помнить об этом надо, несмотря ни на какие кризисы.

Автор: Ирина ЛУКЬЯНЧУК, специально для "В"