Где вы отдохнули этим летом?

Электронные версии
Культура, история

«Порто-франко» во Владивостоке

У владивостокцев появился реальный шанс попасть в прошлый век, точнее, в бурлящие 20-е годы, когда город у океана, еще не перекрашенный в красный цвет, оставался последним вольным островком царской России. И несколько лет жил неистово, на авось, как человек, танцующий на вулкане. Для этого достаточно лишь шагнуть с шумной Светланской вниз по лестнице, под тротуар и распахнуть двери кафе-шантана (на русский манер - ресторана со сценой) «Порто-франко».

У владивостокцев появился реальный шанс попасть в прошлый век, точнее, в бурлящие 20-е годы, когда город у океана, еще не перекрашенный в красный цвет, оставался последним вольным островком царской России.  И несколько лет жил неистово, на авось, как человек, танцующий на вулкане. Для этого достаточно лишь шагнуть с шумной Светланской вниз по лестнице, под тротуар и распахнуть двери кафе-шантана (на русский манер - ресторана со сценой) «Порто-франко».

«БАЛАГАНЧИК» В ОБЪЯТИЯХ АЛЫХ МАКОВ

Уникальность нового заведения состоит в том, что оно разместилось в стенах бывшего «Балаганчика», центра владивостокской богемы, литературно-художественного объединения, которое появилось на свет в 1919 году. Здесь можно было встретить друга Владимира Маяковского,  отца русского футуризма Давида Бурлюка  – гиганта,  глашатая, художника и литератора, с фигурой фавна, который эпатировал публику «одноглазкой» в недостающем глазу, широченными, жесткого сукна штанами  и пестрым жилетом с «живой» морковкой, торчащей из кармашка. Николай Асеев, он же Буль-Буль, автор хлестких фельетонов и знаменитого сборника «Бомба», наделавшего  много шума во Владивостоке в 1920 году, певуче читал здесь  свои напористые стихи:

Если опять этот дом бог,
Если кастрюля святоша.
Снова и снова о бомбах,
Свернутых в форме ветошек…

Сергей Третьяков, создатель журнала \Бирюч\Наконец, сам Сергей Третьяков, обладатель ядовитой усмешки и неимоверной худобы, создатель и вдохновитель журнала «Бирюч», который с первых номеров стал местной достопримечательностью,  любил наигрывать на рояле, стоявшем   рядом  с маленькой сценой, вальсы Шопена.

Впрочем, заглядывали в «Балаганчик» еще партийцы, профсоюзники всех мастей, приходила владивостокская «недобитая буржуазия», колчаковские  офицеры и контрразведчики тоже не спрашивали разрешения у двери (к слову, вход в «Балаганчик» был с ул. Алеутской).

Вот как вспоминал о рождении «Балаганчика» Николай Асеев: «Мы начали с того, что достали мрачный сырой подвал, провели сами в него электричество и купили на все наши деньги китайского ситцу  с огромными алыми маками по зеленому фону. Им мы обили стены нашего подвала. Потом сделали подмостки. Наверху, над подвалом, был театр «Золотой Рог». Оттуда мы таскали к себе вниз сломанные стулья и обветшалые декорации… Два месяца по семь, по восемь часов подряд репетировали пьесу «Похищение сабинянок». Прямо со службы, не обедая, не досыпая, до трех-четырех часов ночи гонял нас на корде сумасшедший режиссер Констан-де-Польнер… В это время приехал Третьяков. Скептически осмотрел он наши начинания и решил, что надо издавать журнал «Бирюч»…».

САЛАТ «ОТ ОПАЛЬНОГО ДВОРЯНСТВА» - ЭТО ЕЩЕ НЕ ВСЕ

- Меньше всего мне хотелось, чтобы  это был только ресторан, - говорит генеральный директор и автор идеи «Порто-франко» Сергей Фомин. – Хотя, разумеется, здесь есть немало гастрономических изысков, к примеру, салат «От опального дворянства» или щи суточные «Похмельные». Важна прежде всего его историческая и географическая принадлежность. Это временной отрезок - 1919 –1922 годы. Владивосток как прибежище белого дворянства, художников, поэтов, музыкантов,  а также аферистов всех мастей, хлынувших  сюда из красной России. Все они - как певец, теряющий голос, как слепнущий живописец, как гурман с неизлечимой болезнью желудка – хотели допеть, дотанцевать, долюбить, словом, пытались продолжить жить…

Вот почему  я полез в старый, некогда знаменитый богемный подвал, забитый мусором и нечистотами. На это ушло три года жизни, я не говорю о финансах. Но дело стоило того. Мне хотелось вернуть колорит эпохи. Я перепробовал больше десятка названий, примеряя их  к подвальчику: «Яма», «Барышня и хулиган», «Бурлюк», «Антанта». «Балаганчик» отпал сразу – в Москве заведение под такой вывеской открылось почти 10 лет назад. Остановился на «Порто-франко». Это как гимн  золотому времени, когда Владивосток был объявлен вольной гаванью и пышно процветал. Это был праздник жизни, искусства, творчества.

Сергей Фомин, бывший актер, который почти 10 лет назад оставил сцену, известен как давний поклонник, «гурман» владивостокской старины и богемы. Свидетельство тому  его первое детище - «Зеленая лампа», которое, увы,  не пощадил  пожар. 

Как он сам признался, Фомин хотел бы родиться в конце позапрошлого века, когда люди жили иначе и по-другому чувствовали.

 «Порто-франко» тоже с хорошим вкусом выдержан в старинном стиле -  он передает  образ жизни (дизайнер Наталья Малышева).  Аромат прошлого окутывает сразу, как только переступаешь порог ресторана, - мебель из прошлого века: зеркало во весь рост, изящной работы буфет и стулья, фонарь,  старые афишки: «Букет красавиц… Колоссальный фурор».  Из зала доносится приглушенный толстыми стенами голос печального Пьеро. 

В «Порто-франко» можно увидеть и стилизованный уголок старого Владивостока с погнутой водосточной трубой, настоящим патефоном в окне, забавными объявлениями на стене и дворником, прикорнувшим в уголку…

Но, бесспорно, настоящей сенсацией «Порто-франко» следует считать украшающие его портреты завсегдатаев «Балаганчика»: Давида Бурлюка, Сергея Третьякова,  Медведева, неизвестной актрисы и самой художницы Лилии Афанасьевой, сделавшей эти наброски более 80 лет назад.  Сергей Фомин обнаружил их в фондах музея им. В. Арсеньева вместе с дневником тогда юной художницы, которая жила во Владивостоке в 20-е годы и тоже  была завсегдатаем «Балаганчика». Все это время они оставались неизвестными широкой публике.

 

 

«ГЕНИАЛЬНАЯ ДЕВУШКА» - ТАК НАЗЫВАЛ ЕЕ ОТЕЦ РУССКОГО ФУТУРИЗМА

Вот лишь небольшой отрывок из дневника Лилии Афанасьевой, читая который, словно переселяешься в «Балаганчик». Почувствуйте и вы его давно утраченный шарм… Впрочем, концертная программа, которую можно будет видеть в «Порто-франко», постарается повернуть время вспять и хоть что-то вернуть из прошлого…  

«Владивосток, 1919. Живу в пригороде Первая Речка. Я – преподаватель рисования в школе. Начало лета. Играем во дворе в мяч. Вдруг зовут из дома: «В «Балаганчике» конкурс портретного наброска». Я от города далеко, еле успеваю к началу… Попала в страну «Балаганчик»…Низкий потолок, яркие лампы, цветастый красный ситец стен – фон многоликой публики… Наскоро набрасываю незнакомую женщину. Набросок – 30 минут…. В жюри конкурса С. Третьяков, Н. Асеев,  художник Г. Комаров, М. Афанасьев… Мне присуждается первая премия!

…1920 г. Приехал Д. Бурлюк. Нарисовала. Бурлюк: «Гениальная девушка!».

Бурлюк - натура деятельная, много работал. Он здесь с семьей… Читал стихи Маяковского. Голос сильный, низкий. Через несколько лет в Москве я услышала Маяковского…Какой дар жизни!..

…В «Балаганчике» устраивались разные вечера: поэзии, романса, танца-гротеск… Был альбом «Балаганчик». Художник М. Афанасьев рисовал в него злые шаржи, сюда писали стихи… Около сцены рояль. Часто играл инженер Винтер: Скрябин, Рахманинов…

…Запомнился маленький романс «Если розы расцветают» - в нем трагедия целой жизни…».

Автор : Тамара КАЛИБЕРОВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»

В этом номере:
40 минут на гигиену

Когда недавний снегопад был еще в самом разгаре, наши читатели, звонившие на «Горячую линию «В», неполиткорректно язвили по поводу сразу же появившихся комментариев от «водяных» чиновников. «Ну конечно, мы заранее знали, что ни этот снег, ни даже еще 225 снегопадов не исправят ситуацию с водоснабжением Владивостока, - говорила Нина Павловна, - потому что, разумеется, над водоразделом не выпадет ни капли… Мне кажется, что власти просто уже привыкли к такой ситуации и им она в чем-то выгодна, ничего исправлять не хочется… Только про то, что народ много запасов делает, все пекутся…

Рвануло в центре города

Прозвучала сразу целая серия взрывов. На этот раз обошлось без криминальных разборок. В краевом центре неподалеку от верхней станции фуникулера ведутся строительные работы. Для рытья котлована под будущий торгово-развлекательный центр специалисты привлекли тяжелую технику, но и она не могла справиться с мерзлым и тяжелым скальным грунтом. На выручку пришли взрывотехники из ООО «Гидротехника».

Видеокамера против террористов

Девять крупнейших железнодорожных вокзалов во Владивостоке, Биробиджане, Архаре, Новом Ургале и других городах Дальнего Востока оснащены современными системами видеонаблюдения для обеспечения общественного порядка.

Стрельба по скатам

Сотрудники вневедомственной охраны для задержания угонщиков вынуждены были применить оружие.

Служба и почетна, и трудна

Приближается одна из самых почитаемых в народе дат - День защитников Отечества. В канун его, 21 февраля, в городском цирке устраивается необычное действо - спортивное видео-арт-представление «ДМБ, или Особенности национальной армии».

Последние номера