Свое – оно и есть свое

Пищевая и перерабатывающая промышленность Приморского края за прошлый год сделала еще один шаг к тому, чтобы составить достойную конкуренцию завозимому на наш рынок продовольствию. Всего произведено продукции на 6 миллиардов 340 миллионов рублей, что к уровню 2002 года составило без малого 106 процентов. Причем это без учета рыбопродукции, которая идет отдельной строкой и в нашем прибрежном крае занимает лидирующие позиции на продовольственном рынке.

5 февр. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1503 от 5 февр. 2004

Пищевая и перерабатывающая промышленность Приморского края за прошлый год сделала еще один шаг к тому, чтобы составить достойную конкуренцию завозимому на наш рынок продовольствию. Всего произведено продукции на 6 миллиардов 340 миллионов рублей, что к уровню 2002 года составило без малого 106 процентов. Причем это без учета рыбопродукции, которая идет отдельной строкой и в нашем прибрежном крае занимает лидирующие позиции на продовольственном рынке.

- Многие наши отрасли сделали неплохой рывок вперед, - комментирует итоги года председатель комитета пищевой и перерабатывающей промышленности краевой администрации Владимир Светлов. – Но результаты могли быть еще более успешными, если бы не несколько “но”. Стоит Уссурийский сахарный комбинат. В декабре арбитражным судом Приморского края на предприятии введено конкурсное производство. Сегодня ожидается, что сменится собственник, и тогда комбинат снова начнет производить всегда востребованную продукцию. Сказалось также, что наш крупнейший производитель – “Пивоиндустрия Приморья” – осуществлял реконструкцию предприятия. Теперь здесь установлена новая линия по розливу пива в пластиковые бутылки. Но пока завод модернизировался, частично его нишу заняли другие компании – это естественно при нынешней конкуренции. В декабре “Пивоиндустрия Приморья” неплохо нарастила обороты (продажи выросли за месяц на 18 процентов), и если эта динамика сохранится, то предприятие сможет отвоевать свои позиции.

Упало производство водки и ликеро-водочных изделий до 88,5 процента по сравнению с итогами 2002 года. Объяснение понятное – рынок наводнен спиртным из других регионов, зачастую по более низкой цене. На сегодня доля местной алкогольной продукции на нашем рынке составляет 44 процента, что нормальным не назовешь. Более приемлемым было бы соотношение: пятьдесят на пятьдесят.

Продолжается тенденция уменьшения производства хлеба и хлебобулочных изделий. Это наблюдается уже далеко не первый год, причем по всей стране. Кто-то объясняет это тем, что чем лучше живем, тем меньше едим хлеба, кто-то видит причину в падении животноводства (на селе буханки все еще иногда идут на корм скоту), но могут быть и другие доводы. Однако если в целом по России падение составило 5-6 процентов, то у нас гораздо меньше – 0,9 процента. Всего хлебозаводами, частными пекарнями края за прошлый год произведено хлеба и хлебобулочных изделий почти 103 тысячи тонн. Зато выпуск макаронных изделий вырос на 24 процента.

- Итак, от плохой новости переходим к хорошей?

- Динамика в целом по отрасли в большей степени обнадеживающая. Другой наш “национальный” продукт - колбаса продолжает отвоевывать в рационе приморцев самое достойное место. Колбасы и колбасных изделий выпущено больше 23 тысяч тонн, рост за год составил 29 с половиной процентов. Еще более весомо увеличилось производство мясных полуфабрикатов. В целом их, конечно, производится меньше, чем колбасы, - 3350 тонн, но увеличение солидное - на 33 процента. Это говорит о том, что хозяйки оценили стремление местных предприятий сократить их время, затрачиваемое на приготовление пищи, облегчить кухонные хлопоты.

- Введение квот на ввоз в Россию импортного мяса не посадило наши мясоперерабатывающие предприятия на голодный паек, чего они так опасались?

- Положение отчасти спасло то, что у нас очень мало заводов, которые напрямую, без посредников закупают сырье за границей. Нужно иметь слишком большие обороты для заключения таких сделок. Поэтому введение квот в большей степени коснулось крупных закупочных фирм. Снабжение сырьем наших предприятий, на счастье, не ухудшилось.

- А сколько молока приморцы выпили за год?

- Отраслью края произведено 55445 тонн цельномолочной продукции - это больше, чем в 2002 году. Плюс, конечно, молоко, кефиры, йогурты, которые к нам ввозятся “со стороны” в немалых количествах.

Судя по тому, что растет производство минеральной воды, то и ее мы стали пить более охотно. Безалкогольных напитков выпущено 594 тысячи декалитров – на 13 процентов больше, чем в прошлом году. Хороший рост – 63 процента! - по производству плодоовощных консервов в основном за счет того, что начали выпускать соки Владивостокский молочный комбинат, «Арго-Джус» в Спасске, пытается возродить производство Партизанский консервный завод. Что касается непосредственно овощных консервов, то в этом направлении необходимо серьезно работать. Вынашивается идея строительства консервного завода мощностью 6-7 миллионов условных банок в год в Уссурийске или Уссурийском районе, к которому примыкают другие сельскохозяйственные территории. Для реализации проекта нужен солидный инвестор, и сейчас проект находится на стадии проработки.   

- Многие предприятия, в том числе хлебопекарни, бывшие горпищекомбинаты, выпускают кондитерские изделия. «Чоко-пай» в последнее время явно отошел на второй план. Уж не потому ли, что мы отдаем предпочтение нашим, приморским сладостям?

- Качество местных кондитерских изделий заметно улучшилось, стал разнообразнее их ассортимент. За 2003 год производство их составило 8494 тонны. Хорошо «подтянули» показатели новогодние подарки. Но резервы у этой отрасли еще большие. Только «Приморский кондитер» имеет годовую производственную мощность 13 тысяч тонн.

- Владимир Борисович, насколько техническое состояние пищевой и перерабатывающей промышленности края соответствует современным требованиям?

- Большинство предприятий за счет собственных средств стараются делать модернизацию, переоснащение производственных цехов. Иначе конкурентов не опередить и не добиться качества, которого требует современный рынок.

Эффективным стимулом для производителей является участие в региональных, российских, международных конкурсах, победа в которых – еще один уверенный шаг к завоеванию доверия покупателей. Все больше компаний и частных предпринимателей вовлекают в свою орбиту конкурс «Лучший товар Приморья», Всероссийская программа «100 лучших товаров России». Только смотров качества мы провели за год 13 по разным отраслям. Они наглядно подтверждают: качество многих приморских продуктов нисколько не отстает от запросов рынка и требований взыскательных покупателей. Очень показательной стала награда, которой было удостоено в ушедшем году ООО “Хлебный дом”, – предприятию вручена премия правительства в области качества. Это единственный такой пример в пищевой отрасли страны. Нам есть чем гордиться.

Автор: Отдел спецпроектов, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»